Люди, страдающие амузией, не способны распознавать и исполнять музыку

Поделиться, сохранить:

Вот до чего же в мозге все хитро устроено! Многие навыки, которые мы имеем с рождения, кажутся нам совершенно банальными и само собой разумеющимися, и даже странно представить людей, которые по капризу природы, или же, просто в результате болезни, оказались их лишенными. Вот, к примеру, музыка. Можете представить мир без музыки. Не только без классики, рока, попсы... но и даже без просто "ля-ля-ля" и простеньких мотивчиков колыбельных песен, кузнечиков, сидящих в траве и елочек, которые в лесу родились. Нет, не то, что людям "слон на ухо наступил" и они не могут воспроизвести правильно мотив, а ,вот, вообще, музыку, они не воспринимают, как цельное произведение. Так - набор звуков.
Амузия бывает сенсорной, то есть люди не могут воспринять мелодию, и моторной - не могут ее повторить. Так же различают врожденную амузию - в следствии дефекта развития мозга, и приобретенную - в следствии различных болезней.
Впервые расстройство было описано Grant-Allen (1878) у 30 летнего мужчины, который не воспринимал музыку, но при этом имел нормальный слух, понимал и пользовался речью. Однако, возможно, впервые это рассройство было описано ранее современниками Екатерины II. Сама императрица признавалась, что музыка для нее "просто шум", и часто просила доверенных людей давать ей знак во время концертов, когда нужно хлопать, чтобы не попасть в конфуз. Не смотря на этот недостаток, Екатерина была умной женщиной и прекраснор справлялась со всеми другими областями своей жизни.
В целом, распространеность этой проблемы составляет 15 %, однако степень выраженности различна. Основная масса этих людей живут вполне нормально, просто не поют песен прилюдно, чтобы не пугать народ. Только 4 % населения испытывают серьезные проблемы, связанные с тем, что амузия накладывает ограничение на их жизнь ( не могут ходить на концерты, дискотеки, бары и т.п. потому, как этот "шум" их быстро утомляет и раздражает, а так же они не могут танцевать под музыку), и только 1% не слышат музыку вообще.
Для того чтобы воспринять набор звуков как музыку, информация в мозгу проходит несколько этапов обработки (схема сильно упрощена).
1.Слуховые импульсы от уха приходят в височную долю.
2.Далее они следуют в нижнюю часть правой лобной доли, близкую к центрам речи, где эти импульсы объединяются, анализируется по гармонии, ритму, тональности и мозг решает, музыка это или нет. Далее, оцененная как музыка, информация, следует по разным направлениям:
3.Лимбическую систему, где решается вопрос, нравится мелодия нам или нет.
4.Гипокампп и обратно в глубинные отделы височной области, где решается вопрос, слышали ли мы эту музыку или нет.
5.К двигательным полям, ежели кто в такт и под музыку желает ногой потопать, или подережировать, или даже подпеть немного.
6. Правда, чтобы попасть в такт, ваши движения голосовых связок и издаваемые вами звуки мозг должен сравнивать с исходной мелодеией, собраной в лобной доле, по соответствующим путям.

Вот, казалось бы, обычное дело. Едете в машине и услышали свою любимую мелодию по радио. Приятно, черт возьми. Навевает приятные воспоминания, несколько раз пропели припев вместе с исполнителем. Хорошо получилось, ну чем я не певица!? А мозг за этот короткий промежуток совершил громадную работу. Мозгу, конечно, ничего. Музыка - не самая сложная вещь в его репертуаре. Естественно, при сохранности всех путей и учасктов, которые эту работу делают. Так вот, у тех, кто музыку не воспринимает, нарушения возникают на 2-ом этапе, а у тех, кому "слон на ухо наступил", скорее всего на последнем.

Вообще, амузия не приводит к серьезным социальным последствиям, как другие нейропсихологические дефекты. Даже если человек не слышит музыку, то, в принципе, может приспособится или создать жизненный стереотип, при котором он с этим сталкиваться не будет. Другое дело, если амузия приобретенная, и профессия человека была связана с музыкой непосредственно. Самый яркий пример- М. Равель, автор всем известного "Болеро". Чем он болел, точно не известно. Некоторые утверждают, что развившаяся амузия была следствием автомобильной аварии, в которую он попал в 1933 году, кто-то полагает, что у него развивалась опухоль мозга, а существуют свидетели, которые указывают на то, что изменния в его психике начались еще до аварии. Тем не менее, известно, что за 2 года до смерти, в 1935 году он не смог уже писать музыки, а в 1936 году Равель перестал узнавать даже собственные произведения.
Иногда внезапно возникшая амузия может быть первым признаком развивающегося заболевания - опухоли, атрофии, кисты... В моей практике амузия развилась у женщины с болезнью Пика, и, собственно, она и навела на мысль о заболевании. Так что, слушая музыку, иногда вспоминайте, что это простое удовольствие доступно не всем.

Источник