Звук, затерянный в авангардах

Поделиться, сохранить:

Москва | 11 января, четверг | 19:30 состоится вводная лекция курса «Современное искусство и музыка» - «Звук, затерянный в авангардах». На лекции речь пойдет о звуковом экспериментаторстве в России первой трети XX века.

В преддверии старта весеннего сезона Лекторий ММОМА приглашает на вводную лекцию к курсу Андрея Смирнова «Современное искусство и музыка» (запуск с 1 февраля). На лекции поговорим о звуковом экспериментаторстве в России первой трети XX века. Терменвокс, шумовые оркестры, графический, орнаментальный и бумажный звук, синтоны и вычислительные методы синтеза звука, контрапунктический метод и новая практика звукозрительного монтажа в раннем звуковом кино — вот только некоторые темы нашей лекции. Участие бесплатное по регистрации.

Посещение вводной лекции бесплатное по предварительной регистрации. Стоимость посещения Лектория ММОМА смотрите внизу описания.

О лекции:

Период 1910-х — начала 1930-х был, вероятно, самым плодотворным временем в истории звукового экспериментаторства в России. Терменвокс, шумовые оркестры, графический, орнаментальный и бумажный звук, синтоны и вычислительные методы синтеза звука, контрапунктический метод и новая практика звукозрительного монтажа в раннем звуковом кино — это только некоторые советские эксперименты в области музыкальных технологий и искусства звука, забытые, недооцененные, полностью выпадающие из существующих сегодня систем классификации музыкального авангарда первой половины ХХ века.

Характерной чертой российской культуры 1910–1920-х была ее кросс-дисциплинарность. Музыканты изучали физику и математику, математики и физики осваивали теорию музыки, художники, постигая азы акустики, создавали новые техники синтеза и трансформации звука. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пионерами искусства звука, первыми исследователями новых музыкальных технологий, ведущих к смене общепринятых эстетических парадигм, явились не вошедшие в «официальную» историю академически образованные композиторы, но художники, актеры, кинорежиссеры и поэты. Звуковые эксперименты длятся недолго. На смену революционной утопии 1920-х приходят новые реалии тоталитарной эпохи 1930–1950-х. Работы пионеров звукового искусства часто противоречат официально принятой эстетике и оказываются вне любых государственных приоритетов. Сворачивание НЭП, широкая кампания по ликвидации независимых творческих союзов и созданию централизованных органов управления творческой интеллигенцией, быстрый рост цензуры, репрессии, борьба с «формализмом» приводят к практически полному прекращению экспериментаторства уже к концу 1940-х. Последняя фаза эпохи Сталина, фактически, положила конец большей части новаторства и эксперимента в области музыки и технологии искусства в СССР.

Лектор:

Андрей Смирнов – научный сотрудник и старший преподаватель Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, основатель Термен-Центра. Участник многочисленных международных конференций и фестивалей, куратор выставочных проектов в России и Европе. Автор интерактивной и электроакустической музыки. Автор многочисленных статей, а также монографии "Sound in Z", посвященной забытой истории искусства звука и музыкальной технологии России первой половины ХХ века (издательство Walther Koenig. Лондон, Кельн, 2013)

Дата: 11 января, четверг
Время: 19:30
Адрес: Тверской бульвар, 9.

Регистрация: https://mmoma.timepad.ru/event/637453/