Лаборатория современного зрителя

Поделиться, сохранить:

Москва | 13-21 ноября пройдут лекции и мастер-классы в рамках проекта «Лаборатория современного зрителя». Участников ждут встречи с ведущими музыкальными и театральными критиками, музыковедами, балетоведами, посвященные творчеству Густава Малера и Альбана Берга.

Организаторы: Пермский театр оперы и балета и Дирекция образовательных программ.

Участники «Лаборатории» вместе с постановщиками исследуют материал, над которым в данный момент ведется работа в театре, изучают структуру и язык произведения, открывая заключенные в нем смыслы и выразительные возможности. Совместная работа дает возможность создателям спектакля обнаружить новые способы воздействия на аудиторию, зрителям яснее увидеть замысел художников, и, в конечном счете, позволяет перейти от традиционного театра драматурга, актера или режиссера - к современному и более актуальному театру зрителя.

Расписание:
  • 13 ноября (понедельник), 21:00. Встреча Теодора Курентзиса со зрителями. Беседу ведет Леонид Десятников – композитор, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Теодор Курентзис – художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, дирижер. Место проведения: Пушкинский музей, зал «Итальянский дворик».
  • 14 ноября (вторник), 20:00. Мир Первой симфонии Малера. Симфонические сочинения в последние десятилетия 19 века, окружающие Первую симфонию Малера. Чем отличается его музыка? Краткая справка о том, как была задумана и разработана первая симфония, какие в ней «строительные блоки», философские предпосылки. Исполнение и приём симфонии на протяжении ее жизни. Преподаватель: Ренате Старк-Войт – музыковед, доктор наук, редактор Нового Критического Издания (New Critical Edition) о Малере: the «Wunderhorn-Lieder»для голоса, фортепиано и оркестра (UE Вена, 1993, 2008 и 1998, 2011 соответственно) и Второй симфонии (UE/Фонд Каплана 2010). Место проведения: Пушкинский музей, зал «Микеланджело».
  • 15 ноября (среда), 20:00. Музыкальные источники и их значимость для критического издания. Взгляд на «лабораторию» Малера за два десятилетия (с 1888 по 1910): отобранные примеры оригинальных записей, написанных от руки, а также напечатанные партитуры и инструментальные части Первой симфонии Малера: методы, критерии и проблемы критического издания, показанные не только этими материалами. Преподаватель: Ренате Старк-Войт – музыковед, доктор наук, редактор Нового Критического Издания (New Critical Edition) о Малере: the «Wunderhorn-Lieder» для голоса, фортепиано и оркестра (UE Вена, 1993, 2008 и 1998, 2011 соответственно) и Второй симфонии (UE/Фонд Каплана 2010). Место проведения: Пушкинский музей, зал «Микеланджело».
  • 16 ноября (четверг), 19:00. Скрипичный концерт Альбана Берга в контексте творческой биографии композитора. Скрипичный концерт — последнее сочинение Берга, завершенное им в 1935 году всего за несколько месяцев до смерти. Посвященное «Памяти ангела», безвременно умершей дочери Альмы Малер 18-летней Манон Гропиус, оно оказалось реквиемом самому композитору. В лекции будут освещены вопросы композиционной техники и смысловой структуры Скрипичного концерта, а также история создания и восприятия сочинения. Преподаватель: Юлия Векслер – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, специалист по нововенской школе, австро-немецкой музыке ХХ века и методологии музыкознания. Место проведения: Пушкинский музей, зал «Микеланджело».
  • 16 ноября (четверг), 21:00. Мастер-класс: разбор партитуры Первой симфонии Г.Малера. Разбор партитуры и особенностей исполнения Теодора Курентзиса. Преподаватель: Артем Абашев – дирижер Пермского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов пианистов (конкурс им. Сергея Рахманинова (2008, Лос-Анджелес, США), конкурс им. Александра Скрябина (2008, Гроссето, Италия, и Москва). Место проведения: Пушкинский музей, зал «Микеланджело».
  • 17 ноября (пятница), 20:00. Мелодии фольклорных танцев в музыке Г. Малера. Для большинства симфоний Малера характерен «открытый» тональный план: произведение завершается не в той тональности, в которой оно начиналось. Повествовательное начало главенствует над конструктивным, предполагающим внутреннюю цельность формы, гротеск руководит процессом, а аллюзии и цитаты буквально наскакивают друг на друга. Здесь и католические духовные гимны, и самоповторы, и вплетение в партитуры танцев, о которых и пойдёт речь на встрече. Преподаватель: Вита Хлопова – балетовед, специалист в области современного танца, аспирант НИИ Искусствознания и Университета Поля Верлена (Метз, Франция). Место проведения: Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства, зал «Зал Чайковский».
  • 18 ноября (суббота), 19:00. Краткая история танца в двенадцати эпизодах. Разобравшись, как и зачем в социуме и культуре возник танец, из Древней Греции через Средневековье и Ренессанс перенесемся в начало двадцатого века и там обнаружим целую плеяду удивительных мастеров. Поговорим про свободный танец Рудольфа фон Лабана и экспрессивный Мэри Вигман, неоклассику Джорджа Баланчина и буто Тацуми Хидзикаты, театр танца Курта Йосса и танцтеатр Пины Бауш. Попав в наше время, восхитимся тонким юмором Иржи Килиана, математической точностью Анны Терезы Де Кеерсмакер, страстной метафоричностью Матса Эка, шахматными расстановками Джона Ноймаера и интересом к безграничному Алана Плателя. Преподаватель: Ника Пархомовская – театральный критик и продюсер, выпускница Российского государственного института сценических искусств и «Школы Театрального Лидера». Постоянный автор журнала «Театр», «Петербургского Театрального журнала», театральный обозреватель портала «Такие дела». Место проведения: Пушкинский музей, зал «Микеланджело».
  • 19 ноября (воскресение), 11:00 – 13:00. Танцевальный мастер-класс с Владимиром Варнавой. На мастер-классах Владимира Варнавы может происходить все что угодно, но это зависит от участника, от того, кто на них придет. Работа идет с весом, силой, структурой, временем и пространством. Но главное заключено не в названии, суть танца кроется в его страсти, и это именно то, чем хочет поделиться хореограф. Можно ли танцевать под Малера? Узнаем на уроке Владимира Варнавы. Преподаватель: Владимир Варнава – артист, хореограф, педагог, лауреат высшей театральной премии России «Золотая маска» в номинации «Балет/мужская роль» (2011, 2014), победитель конкурса молодых хореографов международного фестиваля современной хореографии «Context. Диана Вишнёва» (2013), лауреат национальной театральной премии «Арлекин» (2011).
  • 19 ноября (воскресение), 14:00. Композиторы-дирижеры. Петр Чайковский, Александр фон Цемлинский, Густав Малер, Игорь Стравинский, Бенджамин Бриттен, Леонард Бернстайн, Томас Адес. Композиторы, которые становятся дирижерами, делятся на две группы: одни строго занимаются только собственным творчеством, другие распространяют свои творческие дирижерские идеи на восприятие классиков и современников. К первому типу относятся Чайковский, Бриттен, Стравинский и Адес: они сами на долгое время определяли стиль и детали интерпретации собственных сочинений. Это, впрочем, не означало, что их подход оказывался основополагающим: соответствующее оригиналу прочтение оперы Стравинского «Похождения повесы» родилось лишь в XXI веке, когда Джон Элиот Гардинер вывел на поверхность барочные элементы музыки. Цемлинский, Малер и Бернстайн, наоборот, создали – каждый по-своему – огромные интерпретаторские миры, в которых их современники и следующие поколения нашли богатый материал для новых творческих путей. Особое внимание в лекции будет уделено дирижерской работе Густава Малера. Преподаватель: Алексей Парин – театровед, музыкальный критик, либреттист, переводчик, поэт, художественный руководитель многих музыкальных проектов, преподавал в университетах Москвы, Вены, Инсбрука, Страсбурга. Место проведения: Пушкинский музей, зал «Микеланджело».
  • 18-20 ноября. Посещение студийной записи произведений Г. Малера и А. Берга оркестра musicAeterna под управлением дирижера Теодора Курентзиса. Место проведения: Москва, Дом звукозаписи. Допускается не более 10 человек по приглашениям при условии максимального посещения всех лекций лаборатории и/или наличия билета на предстоящий концерт.
  • 22 ноября, 20:00. «Художник в меняющемся мире»: встреча Теодора Курентзиса с Александром Сокуровым в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» Речь пойдет о нетерпимости и принятии другого, о жизни и искусстве, о роли художника в меняющемся мире.

Вход свободный, по предварительной регистрации

Дата: 13-21 ноября
Место: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина(ул. Волхонка, д.12), Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства (Проспект Мира, д.20, корп.1)

Регистрация: http://www.dopcult.com/2017-laboratory