«Кажется, я играл один». Выставка об А.Г. Рубинштейне
Поделиться, сохранить:
Санкт-Петербург. До 10 января работает выставка об А.Г. Рубинштейне «Кажется, я играл один». Выставка рассказывает о композиторе, пианисте, создателе системы музыкального образования в России, но одновременно и о фигуре с противоречивой позицией как для своей современности, так и в контексте глобальной истории.
«Кажется, я играл один» – неполная цитата девятилетнего А.Г. Рубинштейна после своего первого московского концерта в 1839 году. Она является метафорой всего творческого и жизненного пути Антона Рубинштейна, человека, память о котором совершила показательные движения от мировой значимости через забывание публики до нащупывания адекватной сегодняшнему дню репрезентации его наследия.
Отправной точкой и самым исторически ценным наполнением выставки является собрание предметов из частной коллекции, посвященной творчеству Антона Григорьевича Рубинштейна. Он является примером универсальной творческой личности – один из лучших пианистов своего времени, композитор, дирижер, инициатор открытия первой русской консерватории. В рамках выставки место фигуры Рубинштейна раскрывается вместе с визуальным исследованием феномена исторического следа культурного деятеля в зависимости от эпох и их эпистемологических различий.
Экспозиция логически разделена на три фрагмента: зритель начинает движение от XIX-векового музейного зала, где через оригинальные архивные объекты имеет возможность прикоснуться к истории безумной популярности Рубинштейна при жизни. Множественность образов, культ музеев библиотек, частных коллекций – XIX век был наполнен изучением истории с помощью предметов, материальных источников.
Резкий переход совершается пространством во втором зале, так называемом зале «равнодушия», который повествует о периоде спада интереса к личности А.Г. в советское время – сравнение количества написанных о Рубинштейне трудов и упоминаний его имени в XIX и XX веке говорит об этом. Контрастная пустота, унылость и фрагментарность олицетворяют другой подход к истории, когда фокус искусственно устремлен к одним нарративам, а другие постепенно блекнут, оставаясь белыми пятнами.
Третий зал является современным оммажем библиотечной выставки, которая состоялась в 1979 в отделе каталогизации ВГБИЛ и была организована Татьяной Леонидовной Болычевой, частным коллекционером и исследователем наследия А.Г. Рубинштейна. Вместе с этим экспозиция выдуманной библиотеки вне времени демонстрирует сегодняшние поиски актуального восприятия исторической фигуры через микронарративы, личные ассоциативные связи.
Выставочный проект продолжает дело коллекционеров, исследователей и собирателей архива А.Г. Рубинштейна. Вместе с этим во время движения по выставке зрителю предлагается почувствовать разницу ощущений исследователя: от ценности оригинального документа, через иерархию исторических нарративов в сторону взаимодействия с копиями, периодикой, цифровыми изображениями.
«Кажется, я играл один. Что я ощущал, я вспомнить теперь уже не могу, но, наверное, совсем не боялся, потому что ребенок никогда не боится публики: для него это забава».
Совместный проект с частной коллекцией К.И. Светаковой.
Для льготных категорий граждан вход на выставку бесплатный при предоставлении соответствующего документа.
Время работы: с 12:00 до 20:00
Дом Радио. Вход в галерею с Малой Садовой улицы.