Александр Скрябин: «Прометей» и прометеизм
Поделиться, сохранить:
Москва. 29 сентября в 16:00 состоится лекция «Музыка на вершине культуры. Александр Скрябин: «Прометей» и прометеизм». Мероприятие пройдет в рамках цикла «Музыка на вершине культуры». В лекциях речь пойдет о наиболее значимых музыкальных явлениях XIX – XX веков, когда музыка становится полновластным действующим лицом общего историко-культурного процесса. Лекции читает музыковед Даниил Топилин.
Симфоническая поэма «Прометей» для большого симфонического оркестра, солирующего фортепиано, органа, хора и света, а фактически это одночастная симфония А. Н. Скрябина, создавалась в 1909–1910 годах. В хоровой партии «Прометея» Скрябин использует буквосочетание «Оeaоhoo», заимствованное из «Тайной доктрины» Елены Петровны Блаватской, русского религиозного философа-теософа. Сакральное сочетание гласных букв как особая формула предназначалось для мистериальных действ Древнего Востока с целью духовного перерождения бытия, нравственного очищения и конечного преображения с помощью священного огня: второе название скрябинского «Прометея» – «Поэма огня». Здесь Скрябин сознательно приближается к священному языку Древней Индии – санскриту. Согласно теософскому учению Блаватской, приближение священного акта преображения мира сопровождается приходом Мессии – фигуры пророка, в скрябинском понимании – музыканта-философа-поэта. И возникнет античный Прометей – образ, трактуемый Скрябиным не без влияния ницшеанского сверхчеловека. В итоге собирательный образ окончательно сомкнется на собственной фигуре Скрябина-творца как дирижера-управителя «Мистерии» – вселенского нравственного переворота
Мероприятие пройдет в рамках цикла «Музыка на вершине культуры». В лекциях речь пойдет о наиболее значимых музыкальных явлениях XIX – XX веков, когда музыка становится полновластным действующим лицом общего историко-культурного процесса.
В лекциях слушатели узнают о самых известных произведениях обозначенных авторов, созданных в разное время, но при этом отвечающих времени наивысшего расцвета музыкальной культуры Западной Европы и России. Несомненно, выбранные для рассмотрения крупные сочинения наиболее точно отражают мировоззренческие установки композиторов.
Лекции читает Даниил Топилин – музыковед, педагог, лектор, член «Московского музыкального общества», кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных, автор лекций о классической музыке в Концертном зале «Зарядье», Мемориальном музее А.Н. Скрябина и на других интеллектуальных площадках Москвы.
Павильон «Рабочий и колхозница» — флагманская площадка Лектория ВДНХ. С 2 августа по 4 ноября 2024 в павильоне проходит выставка «ВДНХ: город мечты. 85 лет главному месту событий», вход свободный.
Дата: 29 сентября
Время: 16:00
Место: Москва, Проспект мира 123Б, павильон «Рабочий и колхозница»
Поделиться, сохранить: