Мастерская «Образование»

Поделиться, сохранить:

8—31 июля пройдет курс-мастерская «Образование». Мастерская задумана как место соединения теорий и практик образовательной тематики. Участники мастерской получат представление о том, что такое образование в XXI веке, каковы основные тенденции и проблемы его развития. Все мероприятия в рамках курса — бесплатны.

В своей работе мы стремимся к трем основным целям:

  • научиться организовывать сложные образовательные проекты;
  • разобраться в исследовательских подходах к системе образования;
  • сориентироваться в возможных решениях актуальных проблем современного образования

Участники мастерской получат представление о том, что такое образование в XXI веке, каковы основные тенденции и проблемы его развития. Мы не знаем готовых ответов на многие вопросы, поэтому значительная часть учебной программы мастерской — это открытые дискуссии, круглые столы и семинары с участием теоретиков и практиков развития образовательных систем.

В 2017 году программа мастерской состоит из шести отдельных модулей, каждый из которых длится неделю. Часть из них идет параллельно. Одновременно участвовать в работе сразу нескольких модулей невозможно — разные задачи диктуют и разный режим работы. Поэтому вам предстоит выбрать один модуль на неделю, вы можете участвовать в нескольких модулях, если они не пересекаются по времени. Ниже вы найдете их темы, описание программ и распределение по циклам Летней школы. Однако не стоит расстраиваться, в программах модулей много общего: некоторые теоретические занятия будут совместными, также как и вечерние «плюшки» — неформальное общение с гостями мастерской. Кроме того, участники всех модулей будут вместе устраивать посиделки у костра с песнями под гитару и прочими радостями летней жизни за городом.

Программа курса:
МОДУЛИ 1 ЦИКЛА (8 — 15 ИЮЛЯ)

1. Методы исследования в социальных науках

Модуль предназначен для слушателей, желающих познакомиться с базовыми концептами и техниками исследований в социальных науках. В течение недели мы затронем три ключевые темы: постановка исследовательского вопроса и разработка дизайна исследования; сбор и анализ количественных данных; сбор и анализ качественных данных. В рамках модуля планируется проведение мастер-классов по анализу интервью, созданию количественных инструментов, разработке дизайна исследования. Мы ожидаем, что к концу модуля участник: во-первых, разберется в принципах и процедурах социальных исследований; во-вторых, научится критически оценивать как качественные, так и количественные исследования; в-третьих, получит возможность провести собственное исследование под чутким руководством наставника.

Мы ждем: студентов бакалавриата, магистратуры, учителей, администраторов, желающих понять, что такое социальные исследования и как их проводить.

2. Школьное образование

В этом году модуль «Школьное образование» посвящен актуальным вопросам, с которыми сталкиваются учителя в обычной школе. Чему и как учить, как делать это интересно? Как понять ученика? Можно ли избежать профессионального выгорания? Также будем говорить о связи образования и культуры: использовании театральных, вокальных, телесных практик для раскрытия своего потенциала и организации творческих мероприятий в школе.

Мы ждем: учителей и всех, кому небезразлично школьное образование, людей, готовых обсуждать школьную жизнь в широком масштабе: от учебного класса до мира за стенами образовательного заведения. Делать ее ярче и себя лучше.

МОДУЛИ 2 ЦИКЛА (16 — 23 ИЮЛЯ)

1. Проектный менеджмент для учителя

В ближайшие 10 лет вырастет спрос на людей, создающих инновации — доля таких специалистов на мировом рынке труда составит 30 %. Креативность, эмоциональный интеллект, навыки групповой работы и решения проблем, критическое мышление — те самые навыки XXI века, которые необходимо развивать у детей, чтобы они были востребованы в будущем. Наш модуль посвящен образовательным методикам для развития у детей таких навыков. В рамках этой программы вы узнаете, что ожидает рынок труда и как это сказывается на работе учителя, научитесь организовывать работу в командах, помогать детям придумывать и узнаете, как реализовывать проекты так, как это принято в реальном бизнесе. Вас ждет интенсивная неделя: 50 % теории (тренинги и мастер-классы от специалистов по организации образования, лекции практиков) и 50 % практики. У вас будет возможность опробовать все методики на себе, а в качестве отчетного проекта вам предстоит разработать и провести образовательное мероприятие для школьников всей Летней школы (24 июля).

Мы ждем: активных молодых школьных педагогов и специалистов дополнительного образования, которые хотят подготовить детей к вызовам будущего, помочь им освоить основы предпринимательства и проектного менеджмента.

2. Исследования в образовании

Модуль ориентирован на знакомство с такой областью социальных наук, как education studies. Участникам предстоит познакомиться с ключевыми трендами в области исследований образования, лучше овладеть исследовательскими методами социальных наук, разработать проект собственного исследования и написать заявку на грант в виде research proposal. Концепция модуля предполагает знакомство слушателей не только с исследовательской деятельностью, но и с областью управления и финансирования научных проектов. Среди преподавателей будут сотрудники Института образования НИУ ВШЭ, Лаборатории социологии образования НИУ ВШЭ-СПб и другие ведущие эксперты в этой области.

Мы ждем: всех, кто хотел бы продолжить свое обучение в магистратуре и/или аспирантуре по социальным наукам с профилизацией в сфере исследований образования.

3. Неинституциональные формы образования

Образовательные институции (школы, техникумы, вузы) переживают сегодня кризисные времена. Вместе с тем мы наблюдаем ренессанс и рождение новых неинституциональных форм: дома культуры, музеи, библиотеки, сезонные лагеря, кружки, фаблабы, мобильные приложения… На модуле создадим типологию этих форм и рассмотрим подходы к их анализу, познакомимся с успешными и неожиданными кейсами: образовательный урбанизм, индивидуальное образовательное пространство, управление медиапространством, распределенное педагогическое действие и ситуативное обучение. Теории по этим вопросам очень много, но мало кто в ней разбирается, поэтому модуль может показаться в чем-то спекулятивным. Однако он точно будет практикоориентированным и вдохновляющим. Его результатом станет полезный теоретико-практический продукт в виде методички или манифеста. Модуль продолжает курс магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» (МПГУ)

Мы ждем: студентов педагогических специальностей, специалистов/профессионалов от образования, практикующих тьюторов и заинтересованных соболезнующих: городских активистов, стартаперов-образованцев.

МОДУЛИ 3 ЦИКЛА (23 ИЮЛЯ — 30 ИЮЛЯ)

1. Образовательные онлайн-курсы

По прогнозам ведущего российского HR-специалист Алены Владимирской, скоро самыми востребованным фигурами на рынке труда станут люди, которые умеют делать хорошие образовательные онлайн-курсы и онлайн-университеты. Уже сейчас есть дефицит продюсеров: тех, кто умеет правильно упаковать курс, сделать его хорошо воспринимаемым, востребованным, грамотно работать с онлайн-аудиторией. Cделать так, чтобы пользователи смотрели курсы и действительно учились — большая и сложная задача. Цель этого модуля — погрузиться в особенности онлайн-образования, понять специфику этой аудитории и, увидеть, как можно применять методы из педагогики, психологии и маркетинга в разработке успешного и полезного онлайн-курса.

Мы ждем: активных людей старше 18 лет, которые заинтересованы в онлайн-образовании и имеют наработки своего курса, а также готовы поработать над реальными онлайн-курсами мастерских школы.

2. Риторика

Социальные сети, блоги, онлайн-коммуникации сегодня построены по принципу минимальных речевых усилий (как письменных так и устных). Это создает иллюзию неважности коммуникативных навыков. На деле все обстоит иначе. Подъем некоммерческого сектора, стартапов начала двухтысячных убеждает нас в этом. Выигрывает грант, приз, инвестиции, право на запуск в производство не только продукт, но и тот, кто произносит речь о продукте, пишет о продукте, умело рассказывает о продукте в курилке. И мы вновь зашелестели электронными страницами в поисках упражнений по риторике. Древнегреческий философ Сократ подарил нам первое правило этого искусства: спроси, молчи, слушай. Другие правила мы освоим в нашем модуле.

Мы ждем: активных людей старше 18 лет, которые заинтересованы в подготовке публичного выступления и имеют свою тему (предмет) для него и которые готовы поработать над редактурой своих текстов.

Расписание:

Цикл 1: с 8 по 15 июля Цикл 2: с 16 по 23 июля Цикл 3: с 25 по 31 июля

График занятий — ненормированный

Дата: 8-31 июля
Место: База «Волга». Туристическая база в районе Тверской области, рядом с Дубной и деревней Прислон

Организатор: «Летняя школа» — ежегодное мероприятие междисциплинарной социально-образовательной направленности, которое проводится с 2004 года в формате полевого образовательного лагеря для российских студентов и школьников. Место для тех, кто хочет учить и учиться

Контакты: http://letnyayashkola.org/contacts/