Гид по истории искусства

Москва | 21 января - 21 февраля пройдет курс «Гид по истории искусства в пяти лекциях». Курс предназначен для тех, кто хочет иметь представление об основных этапах развития изобразительного искусства и научиться понимать памятники любых эпох, стилей и направлений.

История какой-либо эпохи или цивилизации немыслима без ее искусства: визуальная культура отражает все происходящие в обществе изменения. Но, как и любая другая, история искусства полна правил и исключений, революций и внезапных поворотов. Распутывая этот клубок от эпохи к эпохе, мы научимся “читать” произведения, видеть содержащиеся в них ключи к пониманию человека и жизни конкретной эпохи.

Лекция 1. Античность: рождение идеала

Античность – значит нечто древнее. Но это не всякая древность, так называют только искусство Древней Греции и Рима, ведь именно они породили идеал, неизменно актуальный на протяжении веков. Греческая мифология, языческие храмы, статуи богов, олимпийских атлетов и римских императоров – какое отношение все это имеет к нам, людям 21 века?

На лекции мы найдем ответ на этот вопрос, а также узнаем:

  • какие три главные идеи лежали в основе искусства Древней Греции;
  • как портрет может стать преступлением;
  • почему мы не должны верить своим глазам, когда смотрим на греческие статуи;
  • как получилось, что мы знаем не греческую, а римскую Античность;
  • разрушило ли христианство античный идеал.

Лекцию ведет: Елена Личманова

Лекция 2. Средневековье и Возрождение – в поисках утраченной гармонии

После заката Античности начались Темные века, и лишь с приходом Возрождения на искусство вновь проливается свет. Только правда ли это? Так ли темно было в Средневековье – и так ли светло в эпоху Возрождения? Попробуем развеять кое-какие заблуждения!
В эти времена в скульптуре и живописи дух обретает и вновь теряет плоть, а художник учится рисовать то, что видит на самом деле. Именно тогда из безымянного мастера родится личность, способная не просто творить – а менять мир вокруг себя, и художник займет место рядом с сильными мира сего.

На лекции мы узнаем:

  • Что такое Средневековье и как перспектива может объяснять Бога;
  • Как художник научился строить картину так, как видит человеческий глаз.
  • Каким было лоскутное одеяло итальянского Возрождения — от изысканного Боттичелли до страстного Микеланджело;
  • Что происходило тем временем на Севере — как быть, если возрождать нечего;
  • Что такое маньеризм, или как творить, если все уже придумано до тебя

Лекцию ведет — Наталья Вострикова

Лекция 3. Барокко и классицизм – от чувства к разуму

Барокко и классицизм… Сложно найти столь непохожие друг на друга явления. Страсть и рассудок, порыв и сдержанность, роскошь и строгость. Но вот парадокс – одно без другого часто не может существовать. Барокко и классицизм создадут причудливый ковер европейского искусства, где одновременно найдется место и для упивающегося бурлящей жизнью Рубенса, и для прохладно-рассудочного Пуссена. А переживая кризис, каждый из стилей породит не менее захватывающее и яркое продолжение. Изысканно-эротичное рококо и пафосный неоклассицизм – достойные дети своих родителей, которые вступят в тот же вечный спор о разуме и чувствах.

На лекции мы узнаем:

  • Как мир захватило сначала чувственное барокко, а потом — стремящийся к упорядочиванию классицизм;
  • Можно ли при помощи зеркала и пороха изменить искусство;
  • Что заставило барокко переродиться в рококо, а классицизм обзавестись приставкой “нео”;
  • Стоит ли живописцу заниматься политикой и к чему это может привести.

Лекцию читает: Наталья Вострикова

Лекция 4. От романтизма к символизму: бегство в новые миры

Искусство классицизма было прекрасно. Но всегда находятся недовольные, не так ли? В начале XIX века в роли недовольных выступали поборники нового направления в искусстве — романтизма. Вместо античных сюжетов они хотели изображать “Свободу, ведущую народ” и “Расстрел повстанцев”. Одни обращались за вдохновением к фольклору, а кто-то даже создал собственный фантастический пантеон божеств. Символисты поддержали этот бунт против античной рассудочности и грубой реальности в конце XIX века. Они создали собственный мир, где властвовали образы Оскара Уайлда и Эдгара По.

На лекции узнаем:

  • каких чудовищ рождает сон разума;
  • чье творчество вдохновило “ученика” Ганнибала Лектора;
  • как прогулки и пикники в горах помогают создать новый стиль в искусстве;
  • когда появились женщины-вамп, и почему они нам нравятся.

Лекцию читает: Наталья Вострикова

Лекция 5. От реализма к модернизму: красота умерла, да здравствует красота!

На протяжении веков художник был несвободен, скован догмами, определяющими “хороший тон” в искусстве. Даже бунтарям-романтикам оказалось не под силу обрести свободу: их выдуманные миры не отвечали требованиям современности с ее сомнениями и страхами. Тогда живопись находит другой путь — от реализма к модернизму и проходит его менее, чем за полвека. Это не просто путь переосмысления сюжетов и техник, это путь обретения живописью себя самой.

Узнаем, как это было, а также:

  • Как из мечтающего романтика художник превратился в активиста и совесть эпохи;
  • Зачем и как “модернизировать” искусство: импрессионизм и его последствия;
  • Может ли искусство стать наукой;
  • Почему стал возможен феномен Ван Гога;
  • Как живопись лишилась своих иллюзий и заговорила на родном языке.

Лекцию читает: Ольга Чуворкина

Курс читают:
  • Елена Личманова - Историк искусства, лектор, экскурсовод в ГМИИ им. Пушкина
  • Наталья Вострикова – Искусствовед, преподаватель теории и истории изобразительного искусства.
  • Ольга Чуворкина - Историк искусства, лектор, экскурсовод, методист и куратор образовательных проектов по истории искусства.

Лекции будут проходить в Лектории Синхронизации по адресу Курсовой пер. 17с1 (Дом инженера, звонок слева от двери). Длительность каждой лекции - 2 часа. Стоимость: 3500 руб

Регистрация: https://synchronization.timepad.ru/event/630903/

Если по какой-то причине Вы хотите оплатить лекцию наличными, пишите нам на hello@synchronize.ru, мы вас зарегистрируем.

Tags: