Музыка, пространство, архитектура

Поделиться, сохранить:

Москва | 7 декабря состоится конференция фестиваля «Музыка, пространство, архитектура». Как связаны между собой архитектура и музыка как типы отношений? Можно ли находиться внутри и снаружи музыки? Как распознать у музыки фасад? Как может выглядеть «грустное протяжное» здание? Как спроектировать концертный зал для городского шума? Эти и другие вопросы мы ставим перед участниками конференции. Заявки принимаются до 26 ноября.

7 декабря в Культурном центре ЗИЛ в рамках фестиваля «Музыка, пространство, архитектура» состоится исследовательская конференция. Основная идея — исследовать форматы сопоставления музыкального и архитектурного опыта, аспекты сближения двух семантических систем. Поговорить о связи трех направлений соберутся исследователи в области музыковедения, архитектуры, философии, культурологии, антропологии, социологии, филологии, а также архитекторы, музыканты, саунд артисты. 

Что ждёт участников конференции? 

Проводить сравнения между архитектурой и музыкой, как тотальными абстракциями, можно по разным основаниям. Первое и самое очевидное — архитектурная акустика, обеспечивающая саму возможность восприятия музыки слушателем внутри специальных помещений. Второе сближает музыку и архитектуру тем, что они оперируют преимущественно в одной размерности — времени для музыки и пространства для архитектуры. Изменяясь в масштабе от тембра через мелодический рисунок к композиции пьесы и корпусу сочинений, музыка подобна архитектуре с её фактурами, ордером, композицией здания и целого города. Подчиненность числу, задающему членение, пропорцию и ритм — простой уровень обобщения и сравнения двух систем. Однако есть и менее очевидные пересечения. 

Помыслить связь музыки и архитектуры можно через концептуальное использование синестетической метафоры Шеллинга «архитектура – застывшая музыка». Такое родство возникает уже у Пифагора. Музыка сфер, высшая гармония, творящая мир, то есть мироздание, порождающее в свою очередь материальные архитектуру и музыку как мимесис, становится общим местом в мировоззрении античности.
Еще один аспект сближения музыки и архитектуры обращается к чувственному опыту и фигуре реципиента (слушателя и зрителя/наблюдателя/обитателя), вступающего в индивидуальный диалог с пространством и звуком. Неслышимость архитектуры и невидимость музыки возмещаются возможностью синестетического переживания разных опытов. В основании архитектурной и музыкальной практики лежит проектирование через абстракцию — план и партитуру. Воплощаясь мелодией и линиями фасадов, музыка и архитектура являют собой систему отношений между телом и «окружением». 

В своих музыкальных штудиях к графическому воплощению музыкального замысла обращаются такие композиторы, как Корнелиус Кардью и Энтони Брэкстон. Музыкальность как авторский почерк свойственна швейцарскому архитектору Петеру Меркли. Таким образом, можно говорить об уже сложившейся тенденции сближения двух семиотических систем, размышлениям о котором будет посвящена конференция. 

Тезисы докладов и краткая автобиография принимаются по адресу konf@zilcc.ru до 26 ноября 2018 года. Объем тезисов — до 400 слов.
Культурный центр ЗИЛ готовит фестиваль «Музыка, пространство, архитектура», программа которого скоро появится на нашем сайте. Партнер фестиваля — архитектурная школа МАРШ. 

Подробности можно прочитать на сайте Культурного центра ЗИЛ