Арт-резиденции AYARKUT AIR в Якутии
Поделиться, сохранить:
Якутск. Фонд AyarKut объявляет о запуске трех международных арт-резиденций в Якутске в 2022 году и запускает открытый конкурс заявок на участие. «Звучащий ландшафт Арктики» — так назвается резиденция, в которой могут принять участие музыканты. Заявки принимаются до 31 декабря.
Программа арт-резиденций AYARKUT AIR, инициированная в 2021 году фондом AyarKut в Якутске, — это международный проект поддержки профессионалов в области современного искусства, приглашающий к сотрудничеству художников из любых регионов России и мира вне зависимости от предпочитаемых ими жанров и техник, а также возраста и национальной принадлежности. Резиденция предоставляет возможность художникам посетить Якутск в рамках индивидуального плана, требуемого для реализации проекта, погрузиться в локальный культурный, научный и природный контексты, оказаться в новой для себя среде Республики Саха (Якутия) и располагающих к интенсивной работе условиях, что создаст возможность для плодотворной реализации творческих проектов.
Три резиденции программы — «Индигенное знание», «Звучащий ландшафт Арктики» и «В диалоге с природой» — направлены в первую очередь на анализ местной якутской среды и ее развитие. Одна из ее задач — установление диалога как с узким профессиональным сообществом, так и с широкой аудиторией. Программа арт-резиденций AYARKUT AIR призвана стать эффективной точкой взаимодействия между представителями различных стран и культур, а также способствовать развитию локальной художественной сцены Якутии.
AYARKUT AIR: «Звучащий ландшафт Арктики» — резиденция для музыкантов
Концепция звучащего ландшафта относительно новая для сибирского этномузыкознания и искусствоведения. Арктика — один из самых тихих уголков на Земле, настроенных на интонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики. В звучащем ландшафте можно выделить несколько слоев: интонационное взаимодействие с природой (воплощение в звуке голосов природы и их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании), проецирование личности человека вовне (лирика, эпос, обряд), имитационные фоноинструменты. Все они могут быть проиллюстрированы уникальными аутентичными аудиопримерами (звуковые образы), фотографиями (визуальные образы) из собственных полевых материалов исследователей. Звучащий ландшафт может рассматриваться не только как предмет исследования, но и как новая методология, позволяющая выявить те стороны звуковой культуры, которые часто оставались «за кадром» (была разработана Ю.И. Шейкиным, О.Э. Добжанской и В.С. Никифоровой в рамках научной деятельности Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (руководитель Дмитрий Замятин). Наименее исследованная, но очень интересная область традиционной культуры народов Севера — звукоподражания голосам птиц и зверей, охотничьи и оленеводческие сигналы чукчей, хантов, нганасан и др. Фольклорные тексты коренных народов Севера прекрасно демонстрируют «наполнение» и «жизненность» северного пространства, звучащих ландшафтов Арктики голосами людей, богов и духов и разрушают стереотип о пустоте и безмолвии холодного мира, долгие годы господствовавший в российской науке.
Резиденция «Звучащий ландшафт Арктики» нацелена на привлечение внимания к необходимости и важности исследования такой нематериальной сферы традиционной культуры Севера, как музыкальное наследие, сакральные ритмы, мелодии, напевы обрядовых праздников, уникальные музыкальные инструменты КМНС, и обращена к российским и зарубежным музыкантам, саунд-художникам и междисциплинарным исследователям.