Звукорежиссер в кино: интервью с А. Пузиковым 2-я часть
Юлия Петрова
19 сентября 2018
Продолжение расшифровки интервью со звукорежиссером, продюсером, преподавателем Московской школы кино Алексеем Пузиковым. Во второй части Алексей рассказал нам о том, что должно являться эталоном для звукорежиссера, в чем секрет успеха, и что ждёт профессию в будущем.
У Алексея Пузикова опыт профессиональной деятельности более 12 лет. За это время как звукорежиссер, саунд-дизайнер и технический директор он участвовал в создании десятков полнометражных, документальных и многосерийных фильмов, среди которых «Неваляшка» (реж. Р. Качанов), «Пикап» (реж. Ф. Герчиков), «Прерванный полет Гарри Пауэрса» (реж. С. Кожевников), «Бригада-2: Наследник» (реж. Д. Алексеев).
Расшифровка интервью с Алексеем Пузиковым. Ч.2.
— А какие у Вас были профессиональные ошибки?
— Все! Самая классическая ошибка звукорежиссера, новичка — это забыть переходник для наушников и оказаться на съемочной площадке со всем включенным оборудованием и без возможности услышать звук. Это самая простая и глупая ошибка. Однажды попадая в нее — всю жизнь запоминаешь и проверяешь потом.
Не могу сказать, что это были прям ошибки. Это был опыт, это были какие-то неверно принятые решения. Но ошибки… Ошибкой было бы, если бы я не занимался звуком или бросил.
В какой-то момент было сложно и возникал вопрос такой: «Может, действительно перепрофилироваться? Может, пора признаться себе в чем-то?».
На самом деле я признался себе, но только в любви к своему делу! И преподаю здесь, и курирую только по одной причине — что я не могу не делиться этим. Это радость жизни. Это моя профессия. Это моя реализация. И я с удовольствием наблюдаю, как у меня становится больше соратников, в индустрии становится больше грамотных специалистов.
И я очень рад, что имею к этому отношение. Но программа программой, а все решают индивидуальные качества. Если человек способный, если он волевой, то замечательно, что такие люди пополняют наше сообщество. Их должно быть больше. Они должны себя реализовывать и помогать другим.
— Как я поняла, что у звукорежиссеров ненормированный рабочий день?
— Абсолютно!
— Как Вы поддерживаете себя, свою личную эффективность, бодрость духа? Может, обливаетесь водой или используете какие-то гаджеты?
— Вы знаете, я просто в какой-то момент запретил себе работать по ночам. Это тоже специфика работы звукорежиссера. Связано с тем, что звук — это последний этап вообще всего производства, всего фильма. И, как правило, всех задержали, денег не хватило, и звук делается в самый последний момент. И поджат сроками сдачи и релизом. И звукорежиссеры, и я в том числе, просто бросаются на амбразуру, делают что-то невероятное…
Когда голливудский звукорежиссер к нам приезжал и увидел, что делают мои коллеги, он сказал: «Нет, это невозможно, вдвоем эти ребята за два месяца делают работу, которую в Голливуде делает команда до десяти человек и полгода». И как я уже сказал, с бюджетом в 70 раз больше.
Топовые звукорежиссеры в России — это высокий серьезный мировой уровень на самом деле.
Да, и поскольку ты бросаешься на амбразуру — ты не спишь ночами, и это, конечно, разрушает. В плане того, что накапливается усталость. Мы все люди. И сейчас я выработал схему, по которой ложусь в районе двенадцати или часу ночи, — нормальное время. И просыпаюсь в районе семи, восьми утра, иду делать зарядку или спортом занимаюсь. И к десяти, к одиннадцати — я уже в строю и готов работать. Стараюсь тоже закончить работу в какое-то общее время.
Хотя, надо признать, мы все творцы — а творческие профессии, вообще всё в кино смещено ближе к вечеру. Все начинают по-настоящему шевелиться. Каждый должен найти свой ритм и подстроиться относительно себя. Этому мы и учим наших студентов.
Вся звуковая индустрия транслирует, что есть эталонные колонки, есть эталонные программы, студии, на которых эталонный звук. А ты не эталонный, приходи в этот эталон и работай там, и соответствуй. И чувствуй, что все там идеально. А в действительности все иначе. Мы являемся эталонами. И то, как я слышу, является критерием оценки для самого себя.
— Я должен создать себе комфортные условия. Как только я как профессионал оказываюсь в комфортных для себя условиях, я становлюсь сверхчувствительным инструментом. Когда я доволен, нахожусь в комфортных условиях, я слышу чутче, быстрее реагирую — вот это секрет эффективности.
Целый год я пытаюсь показать своим примером, насколько важно слышать себя, понимать, что ты чувствуешь, делать на это поправку. Понимать, что в какой-то момент, например, вот сейчас — это не в фильме мало высоких частот, а ты просто уже утомился и не слышишь. И надо бы пойти прогуляться. Хотя хочется сидеть до бесконечности, но нужно себя заставить и получить удовольствие. Вернуться в свое нормальное состояние, в котором тебе будет комфортно и в котором ты максимально эффективно будешь работать.
Звуковая деятельность — это деятельность с очень высокой концентрацией. И, по ГОСТам, звукорежиссеры должны отдыхать каждые 45 минут. Делать перерыв на 10 или 15 минут. Фактически не работать больше 6 часов в день. Потому что дальше уже начинаются искажения восприятия. Слух падает, как правило, хочется погромче сделать. И такая работа бесполезна, потому что на следующий день ты приходишь отдохнувший и понимаешь, что все, что насводил, — все зря.
В этом и есть секрет успеха — в том, чтобы за минимальное количество времени, пока ты не устал, сделать максимальное количество работы. И тогда у тебя остается время на жизнь, на созерцание и на свои дела. На продюсирование, на детей, на семью и еще на курирование, например.
Важно понять, что есть определенного рода законы профессии: у нас нет шефов. Никакой режиссер к тебе не приедет в 8 утра и не скажет: «Почему ты пришел не в 8, а в 8.15 к себе за рабочий стол?».
В этом есть и сложность, потому что любые ограничения человеку упрощают его жизнь. Он понимает, что у него нет выбора. А попробуйте проснуться, если вам не надо никуда вставать, и не надо никуда вставать по жизни. Конечно, хочется просыпаться и в двенадцать, и в час дня. Но далеко ли мы уедем с таким графиком!?
80% профессионализма можно получить как раз за эти 4 года, которые ты занимаешься профессией. А дальше, как мой отец, 20% — становиться профессионалом всю жизнь. Но дальше уже там такие высокие ставки, что 97% ты профессионал или 98% — это уже большая разница.
— А Вы подписаны на звукорежиссеров, за кем Вы следите, за кем подсматриваете какие-то фишки?
— Знаете, я на режиссеров скорее подписан, есть ряд режиссеров, которых я люблю, например, Гай Ричи. Ну, Тарантино, понятно. Я, конечно, очень обращаю внимание на то, как звучат их фильмы.
Это сейчас я нахожусь в таком состоянии, когда профессия от меня требует только поддержания тонуса. Должен постоянно этим заниматься, но могу и не все время. Это сейчас мне приносит только удовольствие и никаких сложностей. Только я от этого устану, а это обязательно произойдет, только мне захочется научиться чему-либо, я пойду учиться. Что-нибудь придумаю, чтобы интенсивно поднять свой профессиональный уровень. Это надо делать обязательно, время от времени.
— Как Вы считаете, можно ли научиться звукорежиссуре, только смотря уроки на YouTube?
— Нет, нельзя!
Потому что ты видишь куски и не видишь общего. Видишь частности. С частностями ничего не происходит. Если ты не понимаешь смысл того, что ты делаешь, то какие бы качественные инструменты у тебя бы ни были, ничего не выйдет. А в то же время настоящему творцу, или профессионалу, требуется мало ресурсов, чтобы воплощать свои задуманные идеи. В том числе и инструменты. Инструменты, конечно, профессиональные должны быть высокоточные, проверенные, в некотором смысле дорогие. Но много их не нужно.
— Что Вы можете посоветовать почитать, посмотреть начинающим?
— К сожалению, в России очень мало книг посвящено саунд-дизайну, они все на английском языке, но по режиссуре я бы посоветовал почитать книгу Екатерины Джоновны Поповой-Эванс, знаменитого, легендарного звукорежиссера.
Страница может использовать cookie, если необходима аналитика.