Звукорежиссер в кино: интервью с Алексеем Пузиковым
Юлия Петрова
19 сентября 2018
О звуке и жизни побеседовали со звукорежиссером, продюсером, преподавателем Московской школы кино Алексеем Пузиковым. Алексей рассказал нам о том, чем звукорежиссер отличается от саунд-дизайнера, как звукорежиссеру найти работу в киноиндустрии и на какую зарплату можно рассчитывать. Можно послушать аудиоверсию или прочитать расшифровку.
У Алексея Пузикова опыт профессиональной деятельности более 12 лет. За это время как звукорежиссер, саунд-дизайнер и технический директор он участвовал в создании десятков полнометражных, документальных и многосерийных фильмов, среди которых «Неваляшка» (реж. Р. Качанов), «Пикап» (реж. Ф. Герчиков), «Прерванный полет Гарри Пауэрса» (реж. С. Кожевников), «Бригада-2: Наследник» (реж. Д. Алексеев).
Расшифровка интервью с Алексеем Пузиковым
— Здравствуйте, Алексей! Давайте для начала разберемся с терминологией. Кто такой звукорежиссер? Кто такой саунд-дизайнер? Кто такой продюсер? Чем каждый занимается и в чем сходства и различия этих профессий?
—Всем привет! В России звукорежиссер выполняет очень много функций. Одновременно он должен знать технические какие-то стороны обязательно и понимать, что он делает. То есть обладать еще аналитическим и в целом творческим подходом.
И это совсем иначе, чем принято, например, в Голливуде, где каждый человек всю жизнь узкоспециализированные какие-то задачи выполняет. Делает это лучше всех в мире. Но в то же время все задачи и ответственность распределены, по большому счету, среди всех участников. Каждый, конечно, привносит свое, и это гарантирует результат для продюсеров. Это всегда стабильный звук, как в «Трансформерах», например. Это лучший звук, без промаха.
Ну а по-настоящему, в чем завидуют голливудские режиссеры российской школе… Я имел честь общаться с Хоувеллом Гиббенсом, приезжавшим в позапрошлом году, голливудским звукорежиссером. Он говорит: «Я вам завидую, потому что у вас есть возможность творчески воплощаться. И каждый раз от фильма к фильму делать что-то особенное. А это очень интересно в работе со звуком».
Потому что эта деятельность — очень специфическая для человека. Она специфическая, потому что к звуку мы все привыкли. Мы не можем моргать ушами. Мы всегда подключены. Для нас звук — и жизнь, и воздух, поэтому не многие всматриваются в столь естественные вещи. Это как быть профессионалом по вдыханию и выдыханию.
И наши коллеги завидуют тому, что у нас просто другая школа. И отвечая на ваш вопрос, звукорежиссер — это у нас поэт, который умеет паять, может решить уравнение какое-нибудь, то есть разносторонний человек.
По большому счету, саунд-дизайнеры ничем не отличаются, потому что саунд-дизайнер — это человек, который создает звуковую среду. И это то, чем занимается звукорежиссер. Но на самом деле — это более узкоспециализировано, подразумевается, что саунд-дизайнер занимается звуком на postproduction. То есть он делает это уже все в студии, в специально подготовленных условиях. И это несколько иная деятельность, чем, например, съемки или концертная звукорежиссура. Разные нужны способности и разный темперамент.
Например, съемочный процесс или озвучание концерта — звукорежиссер должен быть стрессоустойчивым, конечно. Он должен моментально уметь принимать решения и решать попутные задачи. Всегда что-то идет не так, только у профессионала оно контролируемо, а у непрофессионала — это шок. Человек должен уметь справиться с этим. Это важно.
Человек, который любит спокойствие и пунктуален, себя найдет, скорее всего, в саунд-дизайне. Потому что там все зависит только от него. И, вы знаете, если человек находит себя в этом, то успехи налицо. У нас есть студенты и студентки бывают, которые просто в силу темперамента приходят к нам и выбирают профессию. И у них сразу карьерный рост невиданный.
То есть человек еще год назад был лингвистом, или не знаю… работал в автосервисе. Пришел сменить работу, и у нас получается это делать, мы даем все для того, чтобы человек попал в индустрию и стал ее частью. Объясняем правила игры.
Вот в прошлом году была девушка, которая удивила всех. Она до последнего не сдавала диплом. У нее были свои какие-то сложности. И когда мы его увидели, мы обомлели: насколько у человека есть вкус, и просто какое-то органическое понимание того, что он делает. Она сразу получила оффер у нас из зала защиты дипломов. Профессионалы подошли и взяли ее телефон. Ну, надеюсь, все классно.
— А по продюсерам еще уточнение...
— Саунд-продюсер — это и есть звукорежиссер в таком «российском смысле слова».
Звукорежиссер изначально и у нас — это член режиссерской группы. То есть это человек, который, по сути, творец — как оператор, например. В его задачи входит художественное и техническое исполнение звуковой партитуры и палитры. То есть то, что оператор снимает в изображении, звукорежиссер должен одушевить.
Нужно обладать достаточно комплексным пониманием процесса. Нужно понимать, как устроены взаимоотношения внутри съемочной группы, какая субординация.
Хорошие режиссеры никогда не пренебрегают советами звукорежиссеров,
потому что звукорежиссеры не только все видят, но еще и все слышат.
Хороший режиссер всегда принимает это.
И это позволяет ему легче управлять вниманием зрителя.
— Где может работать звукорежиссер? Вот саунд-дизайнер — это только postproduction? Это только кино, телевидение, радио?
— Да, вы знаете, в простом смысле слова саунд-дизайнер — человек, который подставит вам «звучки» под изображение. Под любое, рекламное, например, которое вам нужно озвучить. Речь поставит. Специальную дорожку с записью диктора. Это все несложно. Потому что есть очень много референсов. С детства смотрим рекламу и прекрасно понимаем, как она должна звучать. Мы знаем, что мы ожидаем. И для звукорежиссера, обладающего минимальной слуховой памятью, восстановить любой рекламный ролик (сделать похожий звук к рекламному ролику) не составляет вообще никаких проблем.
В некотором смысле — низкий жанр, доступный всем желающим. Потому что все звуки доступны.
— Первая ступень в профессии?
— Ну, это не первая, это такое огромное поле, так скажем. Я нисколько не унижаю сейчас саунд-дизайнеров и людей, которые этим занимаются. Можно сделать невероятный, классный саунд-дизайн, но в принципе он никому в этой стране не нужен, к сожалению. Всех устраивает то, о чем я говорил. То есть по референсу очень быстренько все, классно и недорого.
И это не я, это — рынок, он так действует. И мы на это все равно как-то реагируем, и сделать ничего не можем. Так что так формируется запрос на нашу работу.
Я хочу, чтобы в нашей стране в целом уровень звука и понимание звука и внимательное отношение к звуковой культуре развивалось и становилось лучше. А у нас очень нецивилизованная культура. Очень много людей воспринимает музыку или какие-то звуки как абсолютно неважные в жизни. Как фон. Не понимая, насколько глубоко это может быть по-настоящему.
Где может работать звукорежиссер — сейчас киноискусство, я считаю, очень быстро развивается. Развивается в первую очередь технически и технологически. Становится все более доступным и от этого очаровательным. Если ты обладаешь пониманием и фантазией, если ты обладаешь ремеслом, если у тебя классная съемочная группа — можно достаточно дешево или практически условно бесплатно независимо делать классное кино. И поделиться этим с людьми.
— А как проходит один типичный день кинозвукорежиссера?
— Он не заканчивается. Это образ жизни, который предполагает то, что ты ежедневно уделяешь звуку несколько часов жизни, как минимум.
— Звукорежиссер всегда только в студии работает или бывает, что он выходит в поле?
— Нет-нет. Сейчас расскажу. В любой профессии есть плюсы и минусы. И в звукорежиссуре мне нравится то, что звукорежиссер — фактически независимая единица. Он как бы вещь сам в себе. Ему дали запрос сделать звук, и никого не волнует, как он его сделает. Главное, чтобы он его сделал вовремя и качественно.
И эта свобода дает определенные преимущества и возможность планировать свой день. Мало того, решать разные задачи. А благодаря тому, что ты волен и свободен, — выбрать технологию, с которой ты подойдешь к решению этого запроса, запроса сделать звук. Например, это можно сделать полностью в студии, не выходя. Ты понимаешь, что иногда быстрее звуки записать сбегать, чем их искать в фонотеке.
То есть каждый раз ты выбираешь то, как тебе удобнее, и быстрее, и качественнее. Я вот выбираю всегда и стараюсь в любой своей деятельности максимально быть эффективным. Максимальное количество задач решить за минимальное время. И это, наверное, мой KPI (ключевой показатель эффективности).
Страница может использовать cookie, если необходима аналитика.