formusical.ru Перейти на полную страницу

Минэкономики займется регулированием творческого бизнеса

News editor 24 октября 2024

Минэкономики займется госрегулированием креативной экономики. Подготовленный ведомством проект постановления правительства предполагает передачу ему полномочий как по ведению реестра креативных компаний, так и по разработке самого перечня кодов ОКВЭД, определяющих творческий бизнес.

В него, по планам ведомства, могут войти и смежные «креативу» виды работ. Действующий закон о креативных индустриях предполагает лишь региональную их господдержку. Однако при снижении доступности западного контента, желании правительства развивать «креативный экспорт» и возможности отраслевых льгот для творческого бизнеса кураторство Минэкономики — попытка обеспечить единые и прозрачные правила игры на этом рынке.

Минэкономики подготовило проект постановления правительства о передаче ведомству с 5 февраля 2025 года функций по определению госполитики и по нормативно-правовому регулированию креативной экономики — определения ответственного ведомства требует закон о развитии творческих индустрий (330-ФЗ от 8 августа 2024 года, см. “Ъ” от 5 августа). Тот же закон, отметим, передает вопросы господдержки «креатива» в ведение регионов — прямым распорядителем доступа к ее средствам ведомство не станет. Однако задача по достижению сектором доли в 6% ВВП к 2030 году (сейчас, по данным Росстата,— 3,5%), а также планы правительства по наращиванию экспорта российской интеллектуальной собственности (см. “Ъ” от 5 сентября) и возможности для ряда творческих бизнесов получать еще и отраслевые льготы повышают потребность в координации. Ради этого министерство сформирует перечень креативных видов экономической деятельности на базе ОКВЭД, будет вести единый реестр субъектов креативных индустрий и заниматься консолидацией сведений о региональной инфраструктуре их поддержки, говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

Напомним, Минэкономики курирует Роспатент и регулирование оборота в РФ интеллектуальной собственности, монетизация которой в стране крайне ограничена — банки кредитуют креативные проекты неохотно. В то же время, хотя «суверенный креатив», в отличие от технологий и промышленности, оказался последним в очереди за господдержкой, растущие трудности с доступом граждан к легальному западному контенту делают этот рынок в РФ дефицитным, формируя потенциал для роста внутреннего производства.

На профильном совещании на прошлой неделе вице-премьер Александр Новак отметил, что с учетом будущих корректировок в статистике и в формировании кодов ОКВЭД показатели по доле творческих отраслей в ВВП могут измениться. Он поручил профильным ведомствам и региональным властям подготовить предложения по развитию отраслей креативных индустрий по регионам и в целом по РФ. По итогу будет сформирована дорожная карта отрасли.

Сейчас в группировку видов креативной экономической деятельности, оцениваемую Росстатом, входят более 50 видов бизнеса по ОКВЭД-2 (от пошива нательного белья по индивидуальному заказу до деятельности композиторов) в 13 индустриях — это архитектура и урбанистика, дизайн, мода, кино и анимация, музыка и саунд-дизайн, культурно-зрелищная и литературно-издательская отрасли, изобразительное и визуальное искусство, программное обеспечение, игры и игрушки, реклама и коммуникации, медиа, журналистика и гастрономия. Сформировать новый классификатор или собирательную группировку креативного сектора на основе ОКВЭД ранее предлагала Высшая школа экономики. «Одна из идей — ввести категорию креативного сектора, куда включить креативные индустрии и сопутствующие виды деятельности»,— объяснял ранее директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко. Состав креативного сектора от ВШЭ шире — он включает 17 индустрий (к ранним 15 добавили гастрономию и выделили из «моды» ювелирное дело).

Как пояснила “Ъ” замглавы Минэкономики Татьяна Илюшникова, ключевое первостепенное мероприятие для министерства — актуализация перечня ОКВЭД, включение в него не только непосредственно креативных индустрий, но и смежного функционала — продвижения, образования и т. п.

Кроме того, необходимо выделить новые коды ОКВЭД (существующие не всегда описывают современные реалии) и создать организационно-управленческую систему и модель, принять соответствующие нормативно-правовые акты на региональном уровне.

По словам Евгения Куценко, преимущества Минэкономики как креативного регулятора — в свободе от отраслевых интересов, в фокусе на главных общих целях, интегральных решениях, синхронизации взаимодействия как между разными ведомствами, так и уровнями власти. Первоочередные вопросы, по его мнению, можно разделить на два больших трека: формирование контура управления (целевые показатели, ответственные, мониторинг) и «пересборка» стимулов для опережающего развития субъектов креативных индустрий, отмечает он. «Одна из развилок здесь — определить, достаточно ли отраслевых мер поддержки или нужно вводить новые»,— говорит эксперт.

Авторы: Венера Петрова, Олег Сапожков

Источник: kommersant.ru

Страница может использовать cookie, если необходима аналитика.