История клавишных инструментов

Поделиться, сохранить:

то фортепиано!' - 'Нет, мне кажется, это похоже на синтезатор'. - 'Это, несомненно, орган!' - 'Нет, вы ошибаетесь, это клавесин'.

По сути, клавиатуры всех этих музыкальных инструментов кажутся похожими. Но эти инструменты отличаются друг от друга не только тембром, но и тем. как производится звук путем нажатия клавиш. Давайте узнаем, как возникла клавиатура и как усовершенствовались клавишные инструменты на протяжении веков.

Что такое гидравлос?

Считается, что первая простая клавиатура использовалась в инструменте, называемом гидравлос, или водяной орган. Ряд источников сообщает, что он был изобретен александрийским инженером Ктесибием в первой половине III века до н. э. В 'Музыкальной энциклопедии' говорится: 'Вода выполняла в гидравлосе вспомогательную функцию - давление столба воды обеспечивало равномерность напора поступающего в трубы воздуха, который накачивался насосами'. Звук создавался трубами благодаря устройству, приводимому в движение несколькими большими клавишами. Поскольку звук у гидравлоса был необычайно сильный и пронзительный, его с успехом использовали во время цирковых выступлений, на ярмарках и на разных праздниках, проводимых на улице. Пика популярности гидравлос достиг во времена Римской империи. Известно, что даже император Нерон хорошо играл на этом инструменте.

Как появился пневматический орган?

Замена водного компрессора мехами, которые нагнетали воздух в инструменте, открыла эру пневматического органа. Использование мехов позволяло человеку сидеть за инструментом и создавать струю воздуха с помощью приспособлений для рук (мануалов) и ног (педалей). При раскопках были найдены части пневматического органа, датируемого III веком н. э. Этот орган широко использовался в течение нескольких столетий. Поскольку клавиатура такого органа была слишком проста, на нём можно было играть мелодии лишь в очень медленном темпе. Это объяснялось тем, что каждая клавиша органа по размеру соответствовала определённой трубе. Чтобы произвести низкую ноту, по всей вероятности, нужно было нажимать на широкую клавишу всей рукой или даже кулаком. К XIV веку в Западной Европе орган стал, "инструментом, используемым почти исключительно в церкви" ('The Encyclopedia of Music'). Изобретение специального передаточного механизма кардинально изменило внешний вид и функцию органной клавиатуры. Это позволило расположить трубы дальше от клавиатуры и сделать клавиши более узкими. Наконец, исполнитель мог нажимать на клавишу лишь одним пальцем и играть более красивые и быстрые пассажи. Моцарт настолько ценил орган, что назвал его 'королем инструментов'.

Первые струнные клавишные инструменты

В Библии первое упоминание о струнных инструментах мы находим в Бытии 4:21; не раз они упоминаются в связи с народом Израиль. Но лишь в XV веке н. э. произошло соединение клавиатуры со струнами (по которым обычно перебирали пальцами или ударяли молоточком). Клавиатура, в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, впервые использовалась в инструменте, называемом клавикорд. Корпус инструмента имел форму прямоугольной коробки с продольным расположением струн. При нажатии на клавишу медные пластинки, тангенты, поднимались и ударяли снизу по струнам.

Затем появились клавесин, спинет и вёрджинел*. Они, и особенно клавесин, были самыми популярными клавишными инструментами XVI-XVII веков. Устройство клавесина произвело революцию в области музыкальных инструментов. В одной книге говорится: 'Вместо тангенты, ударявшей по струнам, использовалось птичье перо, щипком приводившее струны в движение. У заднего конца клавиши находился толкачик, небольшой вертикальный кусочек дерева, к которому крепилось перо или кожаный плектр. [...] При нажатии клавиши толкачик поднимался и перо зацеплялось за струну, потом благодаря пружинному механизму толкачик возвращался в исходное положеие, не затрагивая струну' ('The History oflusical Instruments'). Этот новый механизм придавал клавесину особое звучание. По словам одного бывшего пианиста, клавесин звучал не так, как современное фортепиано. Он отмечал: 'Его звук тонкий, пронзительный, но мало певучий (отрывистый)'. Устройство клавесина со временем сильно изменялось. Сначала у него была одна клавиатура, при этом каждой клавише соответствовала одна струна. Позже появились более сложные конструкции этого инструмента с двумя клавиатурами, несколькими струнами для каждой клавиши и с другими приспособлениями, изменяющими тон звучания. Великие композиторы того времени

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Доменико Скарлатти (1685-1757) виртуозно использовали все богатство звучания и технические возможности клавесина, внеся огромный вклад в музыкальное искусство, и их произведения дошли до наших дней. В XIX веке была изобретена гармоника, а в XX столетии стал особенно популярен аккордеон. Гармоника - снабженный клавиатурой духовой инструмент, поскольку у него есть меха с растягивающимися складчатыми стенками, нагнетающими воздух и приводя-щими в движение звукообразующие язычки. Для воспроизведения басов и аккордов на современном аккордеоне имеется до 140 кнопок, расположенных в семь рядов, и диапазон его клавиатуры охватывает от двух до четырех октав.

Век электроники

XX век стал веком электронных клавишных инструментов. Самый первый из них - телармониум, созданный Тадеушем Кахиллом в 1906 году. В 30-х годах XX века появился электрический орган, а вскоре за ним - электроклавесин и электофортепиано. В электрическом органе - яркой противоположности гидравлосу - при нажатии клавиши электрический сигнал образует ноту, которая модифицируется и усиливается.

Сегодня один из наиболее популярных электронных клавишных инструментов - это синтезатор, разработка которого началась в 40-х годах XX века и который стал основным и неизменным атрибутом современныx музыкальных групп. Нажатием клавиши синтезатора можно произвести практически любой звук - от лая собаки до звуков симфонического оркестра.

Неудивительно, что компьютер также играет важную роль в современной музыке. В сегодняшних синтезаторах часто используется компьютер. Компьютер также может применяться как генератор звуков, и тогда его по праву можно назвать музыкальным инструментом. Хотя часто для управления компьютером используется музыкальная клавиатура, сегодня музыкант также может программировать свой компьютер с помощью мыши или обычной компьютерной клавиатуры. В одной энциклопедии говорится: ' Сегодня почти во всех студиях звукозаписи имеется множество связанной с компьютером аппаратуры. Музыка в виде цифровой информации записывается на жесткий диск, затем обрабатывается на микшерском пульте с помощью новейшего программного обеспечения и лишь потом в цифровом виде делается оригинал записи' ('The Encyclopedia of Music').

Означают ли эти передовые технологии, что дни клавишных инструментов сочтены? Вряд ли. На память приходит волнующая простота бетховенской 'Лунной сонаты' и 'К Элизе' или 'Лунного света' Дебюсси. Размышляя над историей развития клавишных инструментов, столетиями волновавших своей музыкой миллионы сердец, мы не можем не оценить огромный вклад, внесенный этими инструментами в мировую историю музыкального искусства, и ту радость которую они продолжают дарить.

Источник