"Музыкантам необходимо общаться со своими слушателями, но музыка всегда должна быть на первом месте"

Поделиться, сохранить:

Члены британского оркестра «Королевская северная симфония» («Royal Northern Sinfonia») часто травят анекдоты и болтают во время концертов.

Брэдли Кресвик, первая скрипка Королевской Северной Симфонии, рассказывает об общении со зрителями накануне выступления.

« - Оркестр – это действительно тайна. Будь то его участник или слушатель, все мы задавали себе вопрос: «Почему это меня так трогает?» или «Что же меня так взволновало?». Музыка в живом исполнении является одним из самых больших удовольствий в жизни, все музыканты со временем понимают это, и, играя, открывают настежь душу и могут показать абсолютно любой характер музыки. А что же еще могут рассказать и показать исполнители? На самом деле, любое выступление и предназначено для этой цели, оно как раз и позволяет лучше взглянуть на внутренний мир композитора.

Традиции исполнения классической музыки всегда создают ощущение, как будто вот-вот произойдет что-то захватывающее. Я еще помню магию моего первого концерта, я тогда был учеником. Услышав звуки настраивающегося оркестра, первая скрипка выходит на следом за дирижером, и, наконец, звучат те несколько первых нот, которые мы все так долго ждали.

Как и у каждого молодого скрипача, только что закончившего Королевский музыкальный колледж («Royal College of Music»), моей первой работой была подработка в филармонии. Однажды, когда я еще был новичком, я спросил менеджера оркестра, как долго будет перерыв между первой и второй частями концерта. «Двадцать минут», -ответили мне, и я выскочил улицу подышать свежим воздухом. Время истекло, но как-то очень быстро. Вернувшись за кулисы, я заметил, что кругом очень тихо. Черт, вся команда уже была на сцене! Так что я побежал сломя голову на сцену на свое место в задней части оркестра… И тут я услышал громкий взрыв аплодисментов от зрителей, которые были очень удивлены - тем более, когда дирижер Карл Пини уже сыграл вступление, но… Он остановился и театрально пожал мне руку к моему смущению!

Именно этот индивидуальный подход изменил атмосферу в концертном зале - он мгновенно стал теплым. И от этого контакт между сценой и аудиторией стал особенным, потому что мы спонтанно нарушили формальные условности живого концерта. К счастью коллектив Филармонии простил меня, и по прошествии определенного времени они даже выдвинули мою кандидатуру в первые скрипки.

В наших концертах с Королевской Северной Симфонии в «Sage Gateshead», мы часто выступаем с небольшими концертами камерной музыки квартетом, трио или дуэтом. Это дает отдельным музыкантам возможность научиться самим планировать выступление и представлять музыку. Некоторая формальность концертов классической музыки действительно делает их особенными. Иногда мы рассказываем слушателям смешные истории из нашей повседневной жизни и говорим о том, почему мы решили играть именно это замечательное музыкальное произведение. Главное – это продемонстрировать подход человека к музыке и своеобразный способ понимания произведения.

Нам повезло, что в Королевской Северной Симфонии, среди нас, так много остроумных, обаятельных, веселых людей. Мы считаем, что наши слушатели должны знать некоторые необычные факты о нашей жизни за кулисами, а также должны получить представление о внутреннем мире композитора. Однако необходимо помнить, что иногда музыка говорит сама за себя, и если начать рассказывать именно о ней слишком много, мы можем разрушить атмосферу тайны. В конце концов, люди ведь пришли, чтобы услышать музыку, а не лекцию!

Наша программа образования помогает множеству людей все больше и в любом возрасте активно втягиваться в музыку, обучаться игре на музыкальных инструментах или начинать петь в хоре, и благодаря этому люди начинают интересоваться тем, чем же мы занимаемся в оркестре.

Кстати, мы - небольшой коллектив, и людям легко запоминаются наши лица, когда мы на сцене, и в результате нас узнают на улице. А после выступления нет больше удовольствия, чем пойти в обычный бар и пообщаться со своей же аудиторией».

Екатерина Герасимова