Сколько стоит быть электронным музыкантом
News editor 29 ноября 2019Шесть лет назад я начал профессионально заниматься музыкой, а в прошлом году доход от моей деятельности наконец окупил вложенные инвестиции, и теперь я работаю в плюс. За это время я собрал домашнюю студию, издал два полноформатных студийных альбома, выпустил тридцать синглов и ремиксов, дал десяток интервью зарубежным изданиям, выступил как хедлайнер в России, Израиле, Швейцарии, Венгрии, Греции, Великобритании — и продолжаю потихоньку завоевывать мир. Расскажу, сколько стоит оборудование для домашней студии, как его выбрать и сколько на музыке можно заработать, если ты не Армин ван Бюрен и не Кельвин Харрис (это известные электронные музыканты).
Что за электронный музыкант
Обычный музыкант играет на гитаре, клавишах или барабанах. Электронный музыкант пишет музыку на компьютере. Как правило, это танцевальная электронная музыка, которая звучит в клубах и на фестивалях.
В традиционной музыке для работы нужен приличный инструмент и место для записи и репетиций. У электронных музыкантов все проще — музыку можно писать даже в спальне, за что их часто называют bedroom producers. Вместе с тем можно построить акустически подготовленную студию и обложиться оборудованием за десятки тысяч евро. Это не значит, что музыкант с дорогой студией лучше, чем музыкант в спальне. В электронной музыке запросто переплатить, если не знать, что важно, а что — нет.
В одном фильме про модного диджея была такая фраза: «Все, что нужно, — это ноутбук, один трек и немного таланта». Но в жизни совсем не так: только ноутбуком не обойтись, треков придется выпустить много, а помимо таланта нужно еще быть готовым много трудиться.
Минимальный комплект для домашней студии состоит из пяти компонентов:
- Компьютер.
- Мониторные колонки.
- Аудиоинтерфейс (звуковая карта).
- Программа.
- Миди-контроллер.
Разберемся по очереди с каждым пунктом, а в конце посчитаем итоговую стоимость.
На заметку. Помимо вложений в студию, у музыкантов еще много других затрат: на рекламу, программы, сайт, логотип, фотосъемки, обучение. Крутые ребята еще нанимают менеджера, маркетолога, сммщика, букинг-менеджера, видеооператора и других специалистов.
В этой статье я расскажу только про оборудование, потому что это основа. Музыканты, которые доросли до найма менеджера, уже и так всё знают.
Компьютер
Компьютер — сердце студии. Если раньше каждый синтезатор и прибор в студии были в виде физических коробочек, то сегодня можно иметь один нормальный компьютер, который потянет все их виртуальные аналоги.
Любители «железа» будут вам доказывать, что на самом деле в компьютере другой звук и без настоящего инструмента музыка — это не музыка. Это то же самое, когда говорят, что невозможно пить вино, если у тебя нет собственного винного погреба.
Выбирая компьютер, стоит обратить внимание на три параметра: процессор, оперативную память и накопитель.
Процессор делает все вычисления для синтеза и обработки звуков. Чем больше ядер и тактовая частота, тем лучше. На неторопливом процессоре могут начаться моменты, когда во время работы звук будет заедать и «щелкать». Это решаемая проблема, но даже если от нее избавиться, работать на слабой машине неудобно.
Память делает так, чтобы компьютер все время помнил, с какими звуками вы работаете. Сейчас 16 Гб — это нормальный размер для комфортной работы в большинстве случаев. Больший объем вы, скорее всего, даже не ощутите, поэтому смысла переплачивать нет.
Накопитель хранит информацию и бывает двух типов: с большим объемом, но медленный (HDD), и с меньшим объемом, но быстрый (SSD). Я советую брать либо SSD, либо гибридный вариант.
Что в компьютере для музыки точно не нужно, так это мощная видеокарта и привод для дисков, — на этих компонентах можно смело сэкономить.
Мак или Виндоус. Мне бы очень хотелось сказать: «Берите только Мак, для музыки он лучше», но правда в том, что Мак или Виндоус — вообще не важно. Компьютеры и операционная система от «Эпл» притягательные, стабильные, простые и приятные в использовании, — но на музыку это не влияет. Музыкальные программы одинаково работают и там и там. Плагины и эффекты тоже работают одинаково.
Ноутбук или настольный компьютер. Сначала я купил ноутбук и рассуждал при этом так: «Ноутбук универсальнее, потому что его можно брать с собой на гастроли и играть с него концерты, а значит, настольный компьютер мне не нужен». Потом оказалось, что это было ошибкой: первые настоящие выступления у меня появились только через два года, а за это время вышли ноутбуки лучше и дешевле.
Учтите, что во время выступления в клубе или на фестивале с ноутбуком могут случиться неприятные вещи: пыль, влага, пьяный слушатель или падение со стойки. Поэтому я советую ближе к первому концерту раздобыть ноутбук, который сможет все это пережить, а если не сможет — чтобы было не страшно.
С другой стороны, ноутбук и вовсе не обязателен: если в клубе стоит стационарное диджейское оборудование, — как правило, два проигрывателя и микшерный пульт, — то можно играть с карты памяти, флешки или дисков. Первые пять лет я выступал с ноутбуком, но потом пришел именно к такому формату — теперь выступаю на классических проигрывателях с флешкой.
Размер монитора. Когда работаешь в студии над аранжировкой, то видишь много «слоев» своего трека, которые развиваются во времени. Чем больше слоев и времени ты видишь, тем лучше. Поэтому большой монитор в студии — это очень, очень хорошо. На маленьком экране работать тоже можно, но со временем начинаешь чувствовать себя кротом в норе.
Студийный монитор
Чтобы музыку писать, нужно ее хорошо слышать. И тут на выбор предлагаются: встроенные динамики, компьютерные колонки, акустические системы, музыкальные центры, наушники-капельки, Эйр-подс, большие такие наушники и еще куча других вариантов. Что выбрать? Из этого списка — ничего.
Дело в том, что во всю потребительскую электронику встраивают эквалайзеры — это такие «улучшатели» звука, которые делают его «жирнее» и «ярче». Но музыкантам это не подходит: нам нужно слышать звук как он есть.
Для этого придумали особый тип колонок, которые называются студийными мониторами. Они выдают честный, ровный звук, без украшательств. На них слышно, не завален ли бас, не режут ли слух высокие частоты и многое другое.
Студийные мониторы бывают трех типов, в зависимости от размера динамика и мощности: ближнего, среднего и дальнего поля. Для домашней студии нужны мониторы ближнего поля, то есть те, что будут стоять на расстоянии вытянутой руки, — обычно у них динамик размером 5—8 дюймов и мощность около 100 Вт.
Бывает, что новички начитаются статей в духе «10 лучших мониторов», купят самую дорогую модель, а потом подключают ее к ноутбуку в своей спальне и недоумевают: звучит как-то не очень.
Дело в том, что хорошие мониторы раскрывают свой потенциал только при определенных условиях: с хорошей аудиокартой, в помещении с правильной геометрией и акустической обработкой. Если просто притащить самые дорогие мониторы и воткнуть их в неподготовленную комнату, то звучать они будут не лучше, чем бюджетная модель.
Поэтому мой совет: даже если у вас есть возможность взять лучшие мониторы, не спешите — купите сначала обычные нормальные мониторы средней ценовой категории. Цена у таких примерно 500 $ за штуку, и, скорее всего, они вам прослужат много лет. Вот несколько производителей для ориентира: Adam, Focal, Mackie, KRK, Yamaha.
Главный способ сэкономить. Очень многие люди, только занявшись музыкой, покупают дорогое оборудование, обставляют им комнату и начинают работать. А потом от них уходит жена, их выгоняют с работы, Трамп вводит санкции или мама намекает, что пора бы съехать на съемную квартиру. В итоге человек решает, что с музыкой ему сейчас не по пути, и принимается распродавать студию. Тут-то мы его и поймаем.
Если денег мало и вы только начинаете, покупайте всё оборудование на «Авито» в своем городе. Если хорошо прислушаться, прямо сейчас можно услышать, как на соседней улице жена очередного горе-музыканта бьет посуду из-за того, что муж купил в дом колонки «Адам» за сто тысяч. Завтра он выставит эти колонки на «Авито» уже за пятьдесят. Только обязательно проверьте их на следы механических повреждений.
С пересылкой будьте осторожны: очень много случаев обмана.
Аудиоинтерфейс, звуковая карта
Звуковая карта, или аудиоинтерфейс (это одно и то же), — это прослойка между компьютером и студийными мониторами, как масло между хлебом и сыром: без нее можно, но как-то сухо.
Во все современные компьютеры по умолчанию встроены звуковые карты. Они годятся для просмотра фильмов или прослушивания музыки, но не для производства музыки.
Для качественного звука нужна внешняя звуковая карта, обычно называемая аудиоинтерфейсом. Это коробочка, которая подключается к компьютеру через разъем USB или FireWire, а уже в нее подключаются колонки и, при необходимости, микрофоны, инструменты и наушники. Разницу в звуке между встроенной и внешней картой заметит даже неподготовленный слушатель.
Главный подвох с аудиокартами в том, что сами по себе они не выдают качественный звук — они работают только в тандеме с мониторами.
Грубо говоря, если у вас дорогущая аудиокарта, но дешевые компьютерные колонки, то звук будет плохим. Встроенная аудиокарта с самыми крутыми мониторами будет звучать не лучше. Поэтому подбирать аудиокарту нужно именно с учетом мониторов, как единое целое.
Добротная аудиокарта для работы с мониторами среднего ценового сегмента стоит порядка 500 $. Вот производители, на которых стоит обратить внимание: Apogee, Focusrite, Native Instruments, PreSonus, RME.
Больше — не всегда лучше. У внешних карт всегда есть выходы на колонки и наушники и почти всегда — один-два входа для внешних инструментов. Для музыканта, который делает весь звук на компьютере, этого хватит с головой.
Есть звуковые карты с большим количеством входов и выходов: по четыре, шесть, я видел даже по восемнадцать. Для старта такие монстры не нужны. Карта на восемнадцать каналов понадобится, когда вы начнете строить студию с внешними устройствами для обработки звука, и вот тогда да, вашему звуку нужны будут дополнительные входы и выходы.
Программа
Музыкальная программа, или DAW, — это место, где происходит вся магия: здесь мы пишем музыку, синтезируем звуки, добавляем эффекты, делаем аранжировку, сведение и мастеринг.
Популярные программы: Fruity Loops, Cubase, Logic, Ableton, Reason.
Качество музыки не зависит от программы. Выбирайте любую. Нет такого, что какой-то музыкальный или технический прием в одной программе сделать можно, а в другой нельзя. Гораздо важнее — насколько хорошо человек знает свою программу, умеет ли работать с горячими клавишами и понимает ли он сам процесс создания и обработки звука.
Я использую Ableton Live и всем его советую: у него приятный внешний вид, в котором несложно разобраться новичками, хорошие встроенные инструменты и огромное сообщество с миллионами уроков и инструкций. Еще в нем довольно удобно играть концерты.
У «Эблтона» три версии с разными функциями и ценой. Это удобно, потому что для начала можно взять недорогую базовую версию, а потом по мере необходимости докупить продвинутую. Но сперва обязательно попробуйте бесплатную демоверсию, так вы поймете, подходит ли вам программа.
Многие производители звуковых карт и контроллеров дарят базовую версию программы вместе со своим устройством, например, в картах Focusrite часто дают Ableton Live Lite, а в контроллерах Akai — простую версию Reason. Это хорошее предложение — берите.
Совет. Несколько раз в год производители музыкальных программ делают скидки в 20–30% — обычно на «черную пятницу», Рождество и День благодарения. Подпишитесь на рассылки компаний, чтобы не пропустить такие акции.
Тут с задних рядов слышится вопрос, зачем покупать программу, если можно ее скачать и взломать. Можно, конечно, бесплатно скачать и взломать, и на музыку это никак не повлияет, но тут важно другое.
Когда мы получаем что-то бесплатно, то относимся к этому небрежно. Человек качает музыкальную программу в торрентах, балуется с ней недельку и оставляет, потому что ему это ничего не стоило.
Совсем другое дело, когда за программу отдаешь сорок тысяч рублей из своей зарплаты. Тут уже волей-неволей начинаешь вникать, разбираться и со временем выдавать хороший результат. Я убежден, что программы стоит покупать, а не качать на халяву, именно по этой причине.
Миди-контроллер
Миди-контроллер — это устройство для управления музыкальной программой. Все то же самое можно делать и обычными мышкой с клавиатурой, но на отдельном приборе со специальными ручками-крутилками это намного удобнее и приятнее.
Миди-контроллеры бывают всевозможных форм и цветов, с разными кнопками, пэдами, клавишами и фейдерами. Не путайте миди-контроллеры и диджейские контроллеры — последние больше подходят для выступлений, а не для работы в студии.
Я советую выбрать контроллер с 25 клавишами, 4—8 ручками и колесом модуляции. Если вы не опытный пианист и не умеете играть на фортепиано одновременно двумя руками, большого смысла в 49-клавишной клавиатуре нет.
В последние годы разработчики программ начали объединяться с производителями железа и выпускать комплекты. Три примера: Ableton Push, Native Instruments Maschine и AKAI MPC. Это комплекты из больших, довольно толковых контроллеров, к которым дарят профессиональные музыкальные программы и нехилый набор звуков.
Если рассматриваете Ableton Push, ищите версию Suite Bundle, что означает «комплект вместе с программой Ableton Suite». Примерно за 40 тысяч рублей вам продадут толковый контроллер, профессиональную версию программы и огромную библиотеку электронных звуков. Все легальное и ваше навсегда.
У Native Instruments все то же самое, но их программа и контроллер называется Maschine. Знатоки подсказывают, что на Maschine сделать полноценный аранжированный трек довольно сложно, все равно потребуется выгружать всё в Logic или Ableton. Но зато здесь очень удобная навигация и классные звуки. Еще Maschine работает как аудиоинтерфейс, то есть колонки и наушники можно подключить прямо к ней.
Покупая эти штуки с рук, проверяйте, чтобы вам была доступна лицензия на программу. Часто человек покупает устройство, активирует лицензию, привязывает ее к своему аккаунту и потом само устройство продает. Как контроллер устройство работать будет, но программу, которая шла в комплекте, вы уже, скорее всего, не скачаете.
Железо
Музыкальная индустрия производит для музыкантов очень много оборудования: синтезаторы, коробки с эффектами, драм-машины — чего там только нет. Музыкальное железо — это такая же отрасль, как и любая другая, со своими маркетингом, ценовыми сегментами и священными войнами.
Правда в том, что в мире железа сейчас нет ничего, что уже не было воссоздано на компьютере. Любое музыкальное устройство, любой синтезатор и любую драм-машину можно воспроизвести на компьютере, а иной раз даже на Айпаде.
Последнее маркетинговое поветрие в области музыкального железа — аналоговость. Она заключается в том, что где-то в глубине устройства стоит аналоговый генератор звука, который выдает плавную аналоговую волну без цифровых «зубчиков». При этом обработка этого сигнала может быть сплошь цифровой.
Считается, что аналоговые устройства музыкально более богатые, имеют расширенный диапазон и более приятный звук. На самом деле — нет: аналоговые устройства действительно звучат по-другому, но это не значит, что лучше. Просто кому-то нравится так, а кому-то этак. Поэтому если и покупать аналоговый синтезатор, то только ради удобства использования и приятного ощущения работы с физическим предметом.
Если есть деньги и неймется, купите подержанный синтезатор Korg Minilogue — из всех синтезаторов среднего сегмента это самое толковое устройство, особенно если почитать инструкцию и посмотреть видеоуроки. Его же можно использовать как миди-контроллер. Если любите грязь и жир, найдите за 15 тысяч подержанный MS-20 Mini.
Еще правда в том, что в случае с музыкой решает не наличие железа, а умение им пользоваться и «выжимать» из него нужное. Гораздо лучше иметь одну коробочку, которую вы знаете вдоль и поперек, чем обложиться коробочками и уметь в них только переключать готовые пресеты. Каждое новое устройство потребует от вас пары-тройки часов изучения инструкции.
Стэндэлоун-системы. Среди музыкального железа есть отдельный зверь — системы standalone, или отдельно стоящие музыкальные компьютеры. Например, Akai MPC Live — его можно видеть на концертах Монеточки — или Elektron Octatrack — на нем играет Илья Барамия из «СБПЧ» и «Аигел». Это и аудиоинтерфейс, и компьютер, и контроллер в одном устройстве. MPC Live еще и на батарейках.
Производители убеждают, что эти устройства — полноценная производственная система и «всё, что нужно для создания хитового трека». Скажем прямо: создать хороший трек на них технически можно, но это неудобно.
У хип-хоп-музыкантов вообще сложился культ устройств AKAI MPC: считается, что это «то самое устройство» для производства классного бита. Это, конечно, не так — дело не в железе, а в музыканте. «Та самость» этих устройств проявлялась в том, что в девяностых там стояли простенькие 10-битные преобразователи звука, из-за которых он получался шершавым и острым, близким к звукам старых игровых приставок. Позже AKAI начали ставить в устройства более современные преобразователи, очарование пропало, и чтобы вернуть его, пришлось «эмулировать г…ность». Фанаты были в шоке, когда обнаружили эмуляцию в коде программы. Такие вот скандалы в мире музыки.
Главная проблема стэндэлоун-систем — маленький экран и неудобный интерфейс. Если к этому привыкнуть, то у вас в руках будет отличное музыкальное устройство, и не нужен будет ни компьютер, ни аудиокарта, ни контроллер. Но я не помню случаев, когда кто-то полностью перешел с компьютера на такую систему.
Это как навороченный текстовый редактор в мобильном телефоне. Ты можешь на нем что-то написать, и очень удобно, что его можно таскать с собой. Но великий роман удобнее писать за большим монитором.
Итого на студию
Теперь мы знаем, какое оборудование нужно, поэтому можем подсчитать итоговую стоимость начальных вложений.
Отдельно посчитаем плагины — это популярные синтезаторы и эффекты от сторонних производителей, которые вы, скорее всего, захотите.
Итого: самый минимум обойдется в сто тысяч рублей, вариант получше — уже почти в полмиллиона. Справедливости ради отмечу, что более дорогие наборы и прослужат дольше. Я до сих пор использую многое из того, что купил изначально, потому что не стал экономить на хороших вещах.
Популярный развод на плагинах и как сэкономить. На форумах и сайтах объявлений есть дельцы, которые продают лицензии на дорогие качественные плагины и программы за ⅕ цены. Довольно часто это мошенники: купленный плагин будет работать день, неделю или месяц, а потом прилетит сообщение «Лицензия неактивна».
Если покупать полную версию плагинов дорого, подпишитесь на рассылку производителя. Про других не знаю, но у Waves Audio, Native Instruments, Soundtoys, U-He, iZotope и Output каждый день идет какая-нибудь распродажа. Только заканчивается распродажа фильтров, начинается распродажа синтезаторов.
Выберите, что вам нужно у конкретного производителя, и уходите в засаду. В ближайшие месяц-два вам предложат на это скидку до 40%. А то и все 75%.
А еще можно следить за скидками на сайте pluginboutique.com или брать плагины в беспроцентную рассрочку на сервисе splice.com.
Источники дохода
Музыканты не зарабатывают музыкой напрямую. Продажи музыки в цифровых магазинах — «Айтюнс», «Битпорт», «Амазон» и др. — приносят копейки. За свой альбом, который пробыл месяц в чарте самых продаваемых релизов, я получил чистыми 350 € — и это почти за год работы.
Это же касается и стриминга в «Спотифае», «Эпл-мьюзике», «Тайдле» и на других платформах. Вот что нужно знать про стриминг: 0,001128 $ — средняя выплата музыканту за одно прослушивание в стриминговых сервисах. Это одна тысячная доллара.
Существенная выручка от стриминга и продажи музыки только у тех артистов, которые играют из каждого утюга. Но это только в абсолютном выражении: если сравнивать с другими источниками дохода, то стриминг и продажа вместе взятые все равно приносят лишь небольшую часть «пирога» даже популярным музыкантам.
В плане дохода у музыканта есть несколько путей развития:
- писать музыку для других артистов — так называемый «гоуст-продакшен»;
- делать саундтреки для фильмов, игр и рекламы;
- продавать библиотеки звуков или пресеты для синтезаторов;
- предоставлять смежные услуги — сведение, мастеринг и консультации;
- выпускать обучающие продукты — уроки, курсы или книги;
- гастролировать;
- стать медийной личностью и зарабатывать на мерчандайзе и рекламе.
Основной источник дохода для музыканта — гастроли. Когда в музыкальном бизнесе заходит разговор о деньгах, подразумевается доход артиста именно на выступлениях.
По этой причине многие музыканты еще одновременно и диджеи: мало музыку просто в студии написать, нужно еще с этой музыкой уметь выступать на публике. О том, сколько стоит быть диджеем, мы уже писали.
Сколько зарабатывает музыкант
По моему опыту и знанию индустрии, размер заработка музыканта зависит от двух факторов: аудитории и страны.
С аудиторией понятно: чем больше людей вас знают и готовы заплатить за билет, тем выше гонорар. Вас приходит послушать пятьдесят человек — одна цена, собираете стадион — другая.
Со страной чуть менее очевидно. Дело в том, что за местные выступления — то есть там, где музыкант живет, — всегда платят меньше, чем за зарубежные гастроли. Часто размер гонорара прямо пропорционален экономике страны: скажем, за одно и то же по масштабу выступление в Екатеринбурге и Цюрихе музыкант получит разный гонорар. Угадайте, где больше.
Теперь про стоимость. Сразу оговорюсь, что это «средняя температура по больнице»: эти цифры ничего не говорят ни о моем, ни о вашем потенциале, поэтому они здесь скорее для понимания картины и праздного любопытства.
Местное выступление начинающего артиста в узком нишевом музыкальном стиле стоит 200—300 $. Более заслуженный артист за такое же выступление возьмет уже 500—1000 $.
Если музыкант достаточно известен, чтобы быть хедлайнером на зарубежных вечеринках, то его гонорар будет примерно 700—3000 $. Перелет и проживание оплачиваются организаторами отдельно.
Музыкант, который собирает на выступлении многотысячные площадки, получает примерно 10 000 — 50 000 $ за всё тот же двухчасовой концерт.
А если вы Кельвин Харрис и даете шоу в Лас-Вегасе, то можете смело брать 400 000 $ за выступление.
По личному опыту и рассказам знакомых артистов, вложения в музыкальную карьеру окупаются минимум через 3—5 лет. И это еще довольно оптимистичный сценарий, потому что многие начинающие музыканты сдаются раньше. Если вы не готовы столько ждать и много непрерывно трудиться, то лучше не начинайте. Писать музыку просто для себя, как хобби, тоже прекрасно — и вдобавок намного дешевле.
Музыка — это марафон, а не спринт. Когда смотришь на какого-нибудь «выстрелившего» артиста, хочется быть как он. Здорово, мол, вот его не было, а тут раз и он уже на вершине чартов. Но реальность несколько иная.
Любой выстреливший артист перед «взлетом» обычно провел пять-десять лет в полной безвестности, писал не особо востребованные альбомы и ездил в тяжелые низкооплачиваемые туры. За это время он узнал индустрию, где-то зацепился, с кем-то подружился и вот на этом фундаменте уже смог выстрелить. Словом, изучите карьеру Ланы дель Рей.
Как жить и чем перебиваться в эти первые пять лет — никто наверняка не знает. Но как минимум советую не бросать сразу основную работу, если она позволяет вам заниматься музыкой.
Бонус: как получить выступления
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять, кто клиент. Удивительно, но начинающие музыканты об этом даже не задумываются.
Клиенты у музыкантов — это арт-директора клубов, организаторы вечеринок и промоутеры. Именно эти люди принимают решение о букинге артиста и платят ему деньги.
«Боль» промоутеров — заполнить клуб, или, проще говоря, окупить вложенные в мероприятия деньги. Музыканту кажется, что он весь такой красивый приехал на коне, выступил и уехал, но промоутеру вообще не до него — у него бизнес: аренда помещения, прокат техники, разрешение от мэрии, бар, охрана, касса, реклама, соцсети и еще несколько десятков статей расходов. Если людей мало, то это провал. Скорее всего, в следующий раз этого артиста уже не пригласят.
Сегодня аудитория — главный актив музыканта. Понятно, что и сама музыка изначально должна быть качественной и оригинальной. Но если вы написали самый лучший в мире трек, но все, кто о нем знают, это ваша девушка и несколько друзей во Вконтакте, то грош цена такой работе.
Музыканту важно не только писать музыку, но и доносить ее до аудитории: вести соцсети, блог, видеоблог, радиошоу, записывать гостевые миксы, делать рассылки, публиковаться в СМИ, выступать на конференциях — словом, делать всё, чтобы люди о нем узнали. Продвигать себя — это и есть самая сложная часть профессии, а не крутить кнопочки у себя в уютной студии.
Можно не быть профи. Ничего не мешает просто писать музыку для себя и не заниматься продвижением. Представьте такое сравнение: Есть кулинар, который любит готовить для себя и родных. У него дома есть хороший сотейник, он покупает на рынке качественное мясо, вкусно готовит и угощает друзей. Если ему не нравится салат «Цезарь», он его просто не готовит.
А есть шеф-повар ресторана. У него совсем другой мир: закупки, управление поварами, санэпидемстанция, разработка меню. Ему может не нравиться салат «Цезарь», но он понимает, что люди его постоянно заказывают. Значит, нужно им что-то такое предложить. Если вам нравится готовить (или делать музыку) для себя, это нормально. Можно подарить себе дорогое оборудование и заниматься этим в свободное время. Если же вы хотите стать профессионалом и зарабатывать, придется понять рынок и делать то, за что люди готовы платить.