Шимпанзе самостоятельно научился играть на барабане
News editor 3 октября 2019Группаисследователей из Франции и Голландии сообщила в журнале Scientific Reports о первом случае спонтанной «игры» на барабане ушимпанзе, которая по своим поведенческим, эстетическим и формально-музыкальнымхарактеристикам похожа на исполнение простейших музыкальных мелодий.
Выращенный вневоле 24-летний шимпанзе Барни был низкоранговым самцом в группе из 5шимпанзе, содержавшихся в Центре биомедицинских исследований приматов в Голландии.Эта группа приматов часто любила производить шум и какофонию, используя пластиковыебутылки, ведра и ветки деревьев. В вольере, в котором они содержались, был слышеншум с улицы и звуки радио из здания центра.
Случайсамопроизвольной «игры» на барабане был зарегистрирован в 2005 году, когдаБарни находился вне вольера с одним из исследователей. В качествеимпровизированного барабана Барни использовал пластиковое ведро. Ученомуудалось зафиксировать «исполнение» на карманный диктофон. Обезьяна никак непоощрялась к «игре» и весь концерт случился совершенно спонтанно, поэтому какие-либовидеозаписи отсутствуют.
Исполнениемузыки на барабане людьми имеет несколько ситуативных, эстетических иформальных характеристик: намеренность, отсутствие зависимости от контекстаситуации, синхронизированное движение конечностей, определенные паттерны исполнения – гладкость, периодичность и ритм.
Барнипроизвел 11 последовательностей и 685 ударов всего, что нехарактерно дляобезьян, когда они хотят произвести какой-либо шум. В этом случае производимыезвуковые последовательности, даже если они барабанят, относительно короткие(несколько секунд) и хаотично прерываемые. Поза Барни и сфокусированность на «игре»также свидетельствовали намеренности этого «перформанса».
Барни не пыталсяпродемонстрировать угрозу, сексуальное возбуждение или привлечь чье-то внимание.Он находился вне своей группы и никого не замечал. По словам исследователя, создавалосьвпечатление, что он играет сам для себя.
Математическийанализ 10 наиболее длинных последовательностей ударов показал, что половинаиз них не случайны, а некоторые обладают гладкостью, темпом имежударными интервалами характерными для ритмичной музыки у людей, и ранее никогда ненаблюдавшимися при спонтанном битье по импровизированным барабанам у обезьян.
До этогослучая о схожей с человеческой «игрой» на барабане у обезьян сообщалось лишь однажды– у карликового шимпанзе (бонобо) по имени Кензи, которого обучали языкужестов. Однако каких-либо исследований, как и записей его «игры» опубликованотак и не было.