formusical.ru Перейти на полную страницу

Психологи научились предсказывать скрытые музыкальные способности по чертам личности

News editor 11 октября 2019

Психологи изКембриджского университета обнаружили, что такие черты личности, как чувствительность к красоте и гармонии (Aesthetics), относящиеся к общему фактору «Открытость опыту» (Openness to experience) из модели личности «Большаяпятерка» (Big Five) могут служить для предсказания музыкальных способностей. 

Такжебыло установлено, что если даже человек не играет на каких-либо инструментах исам о себе думает как о «немузыкальном», то высокие баллы по этому факторумогут с высокой долей вероятности свидетельствовать о скрытых задатках вобласти музыки. Работа опубликована в The Journal of Research in Personality.

Ученые совместнос телерадиовещательной компанией BBC рекрутировали для исследования 7870добровольцев.Большая часть из них (78процентов) играла на каком-либо музыкальном инструменте или пела, 22 процента признались,что не считают себя музыкальными и не умеют ни на чем играть.

Каждыйреспондент заполнил вопросник, выявляющийсубъективную оценку музыкальной изощренности (например, наличие и выраженностьтех или иных музыкальных навыков и умений), а также прошел два теста – на точностьвосприятия музыкального ритма и память на мелодии. Далее все испытуемыезаполнили специальную методику для психологической диагностики личности,разработанную в рамках концепции «Большой пятерки» – The Big Five Inventory (нарусский язык не переведена и в России не адаптирована). Все данные былипроанализированы при помощи метода множественной регрессии.

Анализпоказал, что наибольшей предсказательной силой обладал эстетический аспектвнутри фактора «Открытость к опыту»: β= .43 для музыкальной изощренности, β= .15 для памяти на мелодии и β = .19для восприятия ритма. В то же время, такой фактор как «Добросовестность» (связанныйс сознательностью, благоразумием, старательностью и т.д.) наоборот, плохо влиялна музыкальную память и чувство ритма (β= -.03 и β = -.05 соответственно).

Интересно,что эстетический аспект «Открытости опыту» в равной степени хорошо предсказывалкак выраженность музыкальных способностей у людей, считающих себя музыкальноодаренными, так и у тех, кто отметил себя как «немузыкального, однако успешнопрошедших объективные тесты на восприятие ритма память на мелодии. Инымисловами, по этим показателям можно достаточно уверенно судить о наличии учеловека музыкальных задатков.

«Большаяпятерка» – это диспозициональная модель личности человека. Такие модели строятсяна основе изучения множества разнообразных личностных черт. Каждая черта можетварьироваться внутри популяции в широких пределах – быть выраженной у одних ипрактически не проявляться у других. Сочетание различных черт, их выраженностьи взаимодействие формируют уникальную отдельную личность. Диспозициональныемодели направлены на выявление всех возможных черт, их каталогизацию, сведениемножества отдельных черт посредством статистического факторного анализа внесколько больших автономных факторов и разработку инструментария для их оценки(тестов, опросников).

Гордон Олпорт выделил в 1936 году 4504 черты. В 1940-м Рэймонд Айзенк свел их к 171 «ядерной» черте, сгруппировав их в 16 факторов и создав одноименный тест, а в 1961 группа психологов выявила внутри его методики пять более общих и повторяющихся факторов (включающих по 6 аспектов – шкал выраженности той или иной черты), среди которых была и «Открытость к опыту». Она обозначает такие особенности как развитое живое воображение,  чувствительность к красоте, гармонии (собственно эстетический аспект), креативность, любопытство, эмоциональность, интеллект, авантюризм и нонконформизм.

Автор: Даниил Кузнецов

Источник

Страница может использовать cookie, если необходима аналитика.