Профессиональные музыканты обошли дилетантов в эмоциональной восприимчивости
News editor 1 августа 2019Голландские ученые обнаружили, чтопрофессиональные музыканты точнее, чем люди без музыкального опыта и образования, интерпретируют сочетания визуальных и звуковых стимулов. Такжемузыканты легче считывают эмоции другого человека по его изображению и звучаниюего голоса.
Психологи и музыковеды частообращаются к особенностям восприятия у музыкантов, чтобы понять, как оно зависит от профессии или, наоборот, как влияетна исполнение. Однако практическиеисследования в основном выполняются на музыкальном материале (например, как музыканты, сравнительно с немузыкантами, оценивают запаздывающую илиопережающую звуковую дорожку в видеозаписи исполнения музыкального произведения на фортепиано). В редких случаях для экспериментаиспользуют человеческий голос. Как правило, довольно очевидные выводы гласят, чтомузыканты лучше воспринимают информацию на слух.
Авторы нового исследования решили предложить испытуемым сочетание визуального и звукового образа — фотографиючеловеческого лица и нечленораздельное мычание, по которым участникам эксперимента предстояло определить, какую эмоцию они выражают.
Для того чтобы узнать, как людиинтерпретируют эмоциональную аудиовизуальную информацию, используетсяадаптированный тест Струпа. В оригинальном исследовании1935 года американский психолог Джон Ридли Струп проанализировал, мешают ли (инасколько) адекватной обработке информации конкурирующие зрительные стимулы. Обнаруженноеявление получило название «эффект Струпа»: оно состоит в том, что человеку сложнее прочесть название цвета,если буквы выкрашены иначе, — например, когда слово «зеленый» написано красным.Позднее тест стали использовать, чтобы оценить, какой вывод делают люди, еслисигналы, проходящие по разным каналам восприятия, противоречат друг другу. Выяснилось, вчастности, что при оценке эмоций другого человека видимое чащестановится базой для интерпретации, чем слышимое.
В эксперименте голландских психологов приняли участие двегруппы людей, по 16 человек в каждой, в которых было поровну мужчин и женщин. В первую группу вошли музыканты, непрерывно учившиеся профессиональной игре не менее пяти лет и занимавшиеся музыкой не менее 2,5 часа в неделю. Вовторой были люди, не имевшие профессионального музыкального образования (есликто-то из них и брал уроки музыки, то не больше двух лет подряд и не подходил кинструменту в течение последних двух лет и более). Каждый из испытуемых должен былоценить эмоции людей, в диапазоне «грустно», «обычно», «весело», по фотографиям,записям голосов или сочетанию того и другоговместе. В последнем случае испытуемых просили интерпретировать изображение, азвук игнорировать, или наоборот. При этом иногда изображение и звук совпадалипо настроению, а иногда противоречили друг другу.
Оказалось, что, оцениваясочетания звука и изображения, музыканты показывают лучший результат, чемобычные люди, причем даже в том случае, когда их просят ориентироваться не на звуковую,а на визуальную составляющую стимула. Кроме того, выяснилось, что музыканты и немузыканты не показали значимых различий в тех случаях, когдастимулы были только звуковыми или только зрительными.
Так, музыканты верно определяли, какую эмоцию выражает голос, почти в 95 процентах случаев, если лицо на фотографии ее подтверждало, и более чем в 85 процентах случаев, если изображение противоречило звуку. Немузыканты отставали примерно на 10 процентов в обеих ситуациях. Определяя эмоцию по изображению, музыканты показали примерно те же 95 процентов правильных ответов, если звук не противоречил изображению, и чуть более 90 процентов верных ответов, если противоречил. Немузыканты отстали на пару процентов в случае с совпадающими стимулами и почти на 5 процентов, если стимулы противоречили друг другу.
Ученые видят три возможныхобъяснения тому, что музыканты лучше справляются с конкурирующими или дополняющимидруг друга стимулами. Во-первых, занятия музыкой развивают зрительноевосприятие, так как тренируют навык превращать видимый стимул(нотную запись) в звук (исполняемую музыку). Во-вторых, если музыканты лучшевоспринимают и интерпретируют звучащую информацию, то этот навык распространяетсяи на обработку информации, поступившей по другим каналам восприятия. Наконец,обучаясь музыке, люди приспосабливаются не только вычленять нужные звуковыенюансы, но и игнорировать лишние звуки или просто помехи.
Что касается совпадающих результатов у музыкантов и немузыкантов в случае с единственным стимулом (только звук или только изображение), то онивступают в противоречие с выводами предыдущих исследований. Однако ученые отмечают,что их задание могло быть слишком простым для обеих групп. Также авторы статьипризнают, что испытуемые сильно различались по возрасту и что необходимы дальнейшиеисследования на более широкой выборке. Ведь при интерпретации результатов следует учитывать, что в группах было всего по 16 человек.
Исследования эмоциональныхаспектов музыки как самого абстрактного из искусств проводятся постоянно. Так,ученые, придерживающиеся разных научных подходов, до сих пор спорят,идентичны ли эмоции, которые мы проживаем в реальности и слушая музыку.
Автор: Алла Бурцева