Как музыка передает смысл?
News editor 5 июня 2019Музыканты и ценители музыки интуитивно знают, что музыка способна передавать информацию о том, что вне ее. Так считает старший научный сотрудник Института Жан-Никод при Национальном центре научных исследований Франции, профессор Нью-Йоркского университета Филипп Шленкер.
Передача информации возможна благодаря абстрактным музыкальным образам, которые связаны с иконическими компонентами значения. Последние обычно используются в языке жестов, но редко — в устной речи.
Шленкер добавляет, что разговорная речь раскрывает образные значения: так, мы говорим, что лекция была ну очень «дооолгой», тем самым подчеркивая, что хотим выразить. Однако все-таки в нашей обыденной речи это встречается не так часто. В отличие от языка жестов, в котором, по словам ученого, куда более значительная образная составляющая.
Исследователь предположил, что различные значения, черпаемые из музыкальных источников, комбинируются посредством иконических правил. Так, музыка может имитировать реальность, создавая «воображаемый источник» для того, что воспринимается настоящим. В качестве примера Шленкер приводит сюиту для ансамбля Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» (1886 год), которая пытается передать движение черепах.
Когда Сен-Санс хотел «пробудить» черепах, он не только использовал чрезвычайно замедленную версию канкана (очень энергичного танца), но и вводил диссонанс, чтобы вызвать представление, будто нерасторопные животные спотыкаются (это стало возможным благодаря нестабильности диссонирующего аккорда).
По словам Шленкера, более низкий тон, например, ассоциируется с более крупными источниками звука — это заложено природой. Так, контрабас скорее, чем флейта, будет ассоциироваться со слоном. Если же музыка замедляется или становится тише, мы представляем, что часть воображаемого источника стала менее энергичной.
Воображаемые источники могут быть одушевленными или неодушевленными, и их поведение может указывать на определенные эмоции, что играет важную роль в понимании музыкальных значений.
Шленкер проводил исследование совместно с композитором Артуром Бонетто (Arthur Bonetto), чтобы создать минимальные модификации хорошо известных музыкальных отрывков и узнать источник смысловых эффектов, производимых ими. Это — метод «минимальных пар», который используется в лингвистике и экспериментальной психологии и может в будущем применяться в анализе более крупных музыкальных фрагментов, отмечает Шленкер. Научная работа была в журнале Music Perception.