formusical.ru Перейти на полную страницу

Поп-звезды под линзой искусственного интеллекта

Екатерина Герасимова 5 октября 2018

Образ поп звезд привлекает миллионные аудитории, он состоит из внешнего вида, музыки, поступков и конечно же текстов их песен. О чем поют популярные исполнители? Во все времена темы одинаковые: любовь, одиночество, секс, развлечения, вечные ценности. Однако наверняка вы и сами чувствовали, что от каждого исполнителя остается свой осадок в душе, свой привкус. И вроде бы слова одинаковые, а оттенки разные. И у каждого — свой. 

Та картина, которую артист рисует своими словами — уникальна и отображает их внутренний мир, их психологические портреты. В статье мы пробуем через призму AI заглянуть за завесу слов и различить за ними душу таких популярных звезд как Drake, Rihanna, Coldplay, Twenty One Pilots, Dua Lipa, The Chainsmokers и Katy Perry. Нашли кого-то из любимых артистов и Вам хочется узнать их скрытые эмоции и переживания? Читайте дальше о том, как современная технология обработки естественного языка от IBM Watson Personality Insights помогает «читать между строк» эмоции, потребности, ценности и психологические особенности. 

Куплет 

Итак… В левом углу ринга — испытуемые, а именно 7 супер-пупер топ-поп звезд международного уровня, а также стихи из их песен. Все внимание к софитам: 

  • Drake с альбомом 2018 — Scorpion 
  • Coldplay с альбомом 2015 — A Head Full of Dreams 
  • Katy Perry с альбомом 2017 — Witness 
  • Dua Lipa с альбомом 2017 — Dua Lipa 
  • Rihanna с альбомом 2016 — Anti 
  • The Chainsmokers с альбомом 2016+2017 — Collage + Memories...Do Not Open 
  • Twenty One Pilots с альбомом 2015 — Blurryface 

Для понимания статьи знакомство с их творчеством не обязательно. Но если вы знакомы с ними, то это будет особенно кстати для пониманию нюансов соответствия их имиджа результатам анализа. В правом углу — сервис Personality Insights от IBM Watson. Пару слов о нем. Сервис предназначен для анализа связного разговорного текста, которым люди общаются в соцсетях, письмах и на форумах. На основании такого текста (желательно, чтобы длина текста превышала 500 слов) сервис выдает 4 набора характеристик: 

Психологические характеристики личности по теории «Большая пятерка» 

  • Потребности 
  • Ценности 
  • Потребительские предпочтения 

Да, сразу оговорюсь, что сервис не понимает русского языка, можно обойти это ограничение прямым онлайн переводом на английский, потеряв часть исходной информации, но сохранив контекст достаточный для автоматизированного применения сервиса. Я прогнал сквозь Personality Insights переведенное через Google.Translate «Бородино» Лермонтова и общее впечатление — вполне приемлемые результаты. 

Немного о методологии исследования. 

Для анализа были выбраны последние наиболее удачные с маркетинговой точки зрения альбомы нескольких топ-звезд. Полный набор стихов из каждого альбома балком как сплошной текст был направлен для анализа в сервис Watson Personality Insights предоставленный компанией IBM. В качестве ответа на каждый запрос от сервиса был получен JSON примерно следующего вида: Полученные данные были проанализированы с помощью Excel, выделены наиболее характерные особенности присущие текстам каждого из артистов. 

Ни в коей мере не претендуя на истину в последней инстанции, тем не менее данное исследование представляет интерес для понимания границ применимости методов natural language processing и объективности полученных результатов. Стихи можно рассматривать как наиболее искусственную форму текстовой информации, образы и слова, используемые поэтами зачастую гипертрофированы и имеют много переносных смыслов, аллюзий и информации, скрытой «между строк», тем интереснее увидеть как с такой сложным материалом справились алгоритмы компании IBM. 

Припев 

Итак, перед нами таблица ценностей каждого артиста по результатам описанного выше анализа: 

Внимательно посмотрев на нее, можно выделить 3 певцов, которые превзошли остальных по одному или нескольким метрикам: Дрейк, Дуа Липа и Рианна. Как мы увидим дальше психологические портреты каждого из них достаточно целостные и отображают тот образ, который транслируется через СМИ. 

Немного неожиданно то, что Рианна выделяется по метрике conservation, однако второй по этому показателю идет Дрейк, что полностью подходит к его мускулинному имиджу. 

Гедонизм или поиск удовольствий и чувственного вознаграждения для себя — это вторая наиболее заметная метрика Рианны вместе с Дрейком, вот эта характеристика как раз очень ожидаема для поп-культуры. 

Метрика «Открытость к изменениям» показывает высокие значения у Дрейка (опять!), Дуа Липы (что вполне нормально для юной девушки) и Кэти Перри (что полностью подтверждает её новый имидж). 

Ниже приведен график визуализирующий значения таблицы: 

Аналогичный анализ был проведен по категории «Потребности». Результаты в таблице ниже. Наибольшие значения в каждой из потребностей подсвечены, что означает что у данного артиста эта потребность в стихах транслируется сильнее, чем у других. 

Приглашаю вас к самостоятельному участию в анализе данной таблице, наверняка вы откроете что-то интересное для себя.

 Например, у Дрейка в стихах (кстати, его альбом содержит примерно в 2 раза больше слов, чем альбом любого другого из анализируемых исполнителей) больше, чем у других «пациентов», выражены потребности Структуры, Стабильности, Практичности и Идеала — настоящий альфа-самец! 

На всякий случай привожу график, на котором сложно что-то разобрать, но можно увидеть несколько выдающихся линий. Например, желтая и оранжевые в curiosity (любопытство) у Katy Perry и Drake, голубая и серая в closeness (близость) у Рианны и Дуа Липы, потребность challange (вызов) у Рианны и пр. 

Outro 

Целью данной статьи было дать общее представление о возможностях сервиса Watson Personality Insights (используемые категории и их содержание), напомнить о прекрасном (музыке и поэзии) и пригласить к дискуссии по поводу роли искусственного интеллекта в будущем творческих профессий. Надеюсь, что хоть что-то из задуманного мне удалось. 

Если есть интерес, то пишите комменты, так как есть еще интересный материал по инсайтам того, что общего в лирике у «новичков» музыкальной сцены, т.е. какие ценности транслируются успешными новыми звездами, совершившими прорыв. 

Кроме этого могу поделиться анализом того, как развивался образ группы Coldplay на основании их лирики за 20 лет истории. Интересно, что Personality Insights действительно улавливают развитие психологического портрета от подростков до зрелых мужчин в их творчестве.

Автор: Дмитрий Миленький

Источник

Страница может использовать cookie, если необходима аналитика.