Новые книги о музыке и музыковедении
News editor 24 декабря 2023Антология текстов о Бетховене, первая русскоязычная монография о композиторе Бальдуине Гуаюля, собрание писем Леонида Когана, переиздание труда Павла Чеснокова и другие книги об академической музыке — в новой подборке.
Людвиг ван Бетховен: pro et contra. Издательство РХГА
Антология публицистических, художественных и научных текстов о Бетховене, созданных на протяжении двух столетий. Среди них — газетные заметки и рецензии, художественная проза, аналитические этюды, а также русские переводы статей выдающихся зарубежных писателей, музыкантов и ученых. Издание вышло под редакцией Григория Ковалевского.
Творчество Б. Гуаюля и основные композиционно-технические аспекты полифонии позднего Ренессанса. Научно-издательский центр «Московская консерватория»
Немецкий композитор нидерландского происхождения Бальдуин Гуаюль (ок. 1547–1594) вошел в историю музыки как создатель уникального цикла магнификатов в технике пародии, автор латинских и немецких мотетов, месс, внесший ощутимый вклад в католическую и протестантскую музыкальную культуру. Музыковед Юлия Москвина создала первую в отечественной литературе монографию, в которой раскрывается жизненный и творческий путь композитора.
Средневековая музыка и искусство памяти. Издательство «БиблиоРоссика»
Опираясь на дошедшие до нас рукописи полифонической музыки XII–XIII веков, ученые долгое время предполагали, что музыкальные тексты Средневековья полностью фиксировались на бумаге, а не игрались по памяти. Исследование музыковеда и профессора Калифорнийского университета Анны Марии Буссе Бергер показывает, что распространение письменных форм музыкального текста не сделало запоминание музыки ненужным: более того, благодаря нотной записи музыканты смогли найти новые способы фиксации материала в памяти.
Леонид Коган. Письма. Издательство «Композитор»
Первая публикация писем великого скрипача XX века Леонида Когана из его семейного архива. В издание вошли 288 писем и телеграмм от 135 корреспондентов, в числе которых — музыканты, политические деятели, люди искусства, науки, а также друзья и почитатели таланта Когана. Среди персонажей книги — Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Яша Хейфец, Исаак Стерн, Иегуди Менухин и многие другие. Письма сопровождают комментарии музыковеда Евгении Кривицкой.
Хор и управление им. Фонд развития православной музыкальной культуры «Живоносный источник»
Книга выдающегося деятеля отечественной хоровой культуры Павла Чеснокова, состоящая из двух частей — «Хороведение» (1923) и «Хороуправление» (1930). Публикация сделана на основе рукописных материалов из Российского национального музея музыки и Фонда Чеснокова, а также дополнена материалами из трех предыдущих изданий книги. Издание содержит редкие фотоматериалы, в том числе из частных коллекций. Вступительная статья, раскрывающая историю создания книги, и комментарии подготовлены доктором искусствоведения Натальей Плотниковой.
Творчество и исполнительство: взгляд молодых ученых на мир искусства. Издательско‐торговая корпорация «Дашков и К°»
Сборник статей по материалам IV Международной научной конференции аспирантов, прошедшей в июне этого года. Авторы стремятся понять перспективы исторического развития искусства, выявить специфику педагогических школ и исполнительских интерпретаций, осмыслить художественные явления с точки зрения эстетических и историко‐теоретических проблем искусствознания.
Европейские оперные бестселлеры. Издательство Государственного института искусствознания
Коллективная монография, посвященная одной из наименее изученных проблем отечественной гуманитарной науки: проблеме бытия известнейших европейских опер на русской сцене. Очерки, вошедшие в издание, представляют этапы «русской жизни» «Фенеллы» Д.-Ф.-Э. Обера, «Вильгельма Телля» Дж. Россини, «Пророка» Дж. Мейербера, «Кармен» Ж. Бизе, «Манон» Ж. Массне. В каждом очерке рассматривается история подготовки этих опер к сценическому воплощению силами артистов немецкой, итальянской, французской, русской трупп. Анализируются премьеры и дальнейшая жизнь оперных сочинений в России в течение XIX века.
Источник: mus.academy