formusical.ru Перейти на полную страницу

Интервью со звукорежиссёром Nicolas Nimlos

News editor 12 апреля 2021

Что выгоднее: пост-продакшн очередного сериала с Гариком Харламовым, запись звука для любительского БДСМ-порно или работа с американскими ютуберами? Окупает ли зарплата звукорежиссёра стоимость оборудования? Насколько важную роль в кино играет звук и почему в отечественном кино он — откровенная параша?

Про музыку для игр, курсы звукорежиссуры и стоимость оборудования

Почему решил стать звукорежиссёром?

Путь в звукорежиссуру был долгий и мучительный. Ещё в институтские годы я понял, что быть строителем круто и прибыльно, но делать музыку для игр — вот настоящий рок-н-ролл. Morrowind, Oblivion, Warcraft — я мечтал, чтобы моя музыка звучала в подобных играх.

Я тогда на гитаре немного играл. У меня была установлена Guitar Pro, и я имел незначительный опыт работы с музыкальными программами.

Люди опытные посоветовали мне Fruity Loops (программа для создания и обработки звуков, музыки, эффектов — прим. ред.). И знакомство из простого «потыкать, покрутить» затянулось на несколько лет.

Пока я учился в институте, даже Fruity Loops полноценно освоить мне не удавалось. Я сочинял какие-то простые мелодии, но даже отдалённо они не напоминали мне музыку Джереми Соула и Ханса Циммера. К концу обучения в вузе я эту идею забросил. Решил, что я плохой музыкант и ни хрена не понимаю в звуке. На пару лет я всё это дело успешно забыл, занимался только стройкой.

Работа, бытовуха, компьютерные игры. Такая жизнь быстро меня утомила. Мне хотелось творческой реализации.

Мне хотелось делать что-то, от чего я бы сам тащился. Я не выдержал и опять попробовал вкатиться в работу со звуком, только на этот раз более обстоятельно.

Ты на 100% самоучка или заканчивал какие-то курсы?

Один преподаватель из Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова организовал замечательный факультатив, на который я записался. Сам я из Новочеркасска, родился здесь, живу и работаю. У нас в городе ничего подобного, конечно, не нашлось. Вот это был уровень. Пообщался с британскими звукоинженерами, съездил на «Мосфильм». Эти курсы меня очень прокачали.

Для меня процесс познания — это когда ты видишь что-то в реальной жизни. Абстрактное мышление — это не моё.

После курса я решил постепенно переползать в коммерцию. Направлений в этой сфере вагон. Можно записывать музыкантов или самому сочинять музыку. Хочешь работать в киноиндустрии — пожалуйста. Есть направление полевой записи, которая применяется вообще для всего. Создавай свою библиотеку фоли-эффектов (foley effects, эффекты озвучания — прим. ред.). Продать можно всё — от скрипа половиц до автокатастрофы. Наконец, можно разобраться в программировании и пробиваться в геймдев.

Источник: rabdno.ru

Я выбрал направление полевой записи. Во-первых, это не скучно. Во-вторых, порог вхождения по сравнению со всем остальным показался мне минимальным. Первый коммерческий заказ я получил через год после обучения.

Источник: rabdno.ru

Кроме этого, два года я собирал свою библиотеку и безуспешно пытался её реализовать. В основном я использовал свои наработки в игровых джемах или делился бесплатно.

Игровой джем выглядит так: собираются программисты, дизайнеры, художники, музыканты, звукорежиссёры, сценаристы и прочие бездельники, делятся на команды и пилят игры на время.

Скажем, нужно за 10 часов совместно разработать простенький, но симпатичный платформер. На рельсы коммерции мой поезд, к сожалению, так и не встал.

Правда ли, что в этой профессии случайные самоучки чаще добиваются успеха?

Большинство моих знакомых в этой сфере пришли в звук случайно.

Но люди с образованием добираются до заработка гораздо быстрее тех, кто самостоятельно пытается осилить видеоуроки или книги.

Изобретение велосипеда отберёт много драгоценного времени. Я это на своём примере проверил, тыкаясь в Fruity Loops.

Какие программы используешь в работе?

В работе я чаще всего использую Cubase и iZotope RX.

Источник: rabdno.ru

В России скачать можно вообще всё. Но Cubase, например, я купил. Ещё прихватил на распродаже WaveLab Elements за 30$. Мне эти программы очень нравятся, и сотворившие их люди заслужили свои деньги.

Сколько стоит оборудование и что используешь?

У меня студийные мониторы Focal Shape 65. Достались они мне за 800 евро.

Мониторы для работы можно купить и дешевле, но есть негласное правило: нормальные мониторы стоят от 1 000 баксов.

Если денег нет, лучше взять наушники.

Источник: rabdno.ru

Микрофонов я накупил на 2 000 долларов. Разные микрофоны под разные случаи жизни. «Пушка», конденсаторный для голоса, микрофоны подешевле для полевых записей, которые можно в грязь воткнуть рядом с водой. Есть петлички для интервью, а также стереомикрофон, с помощью которого можно обойтись без выстраивания стереопар.

Источник: rabdno.ru

Я стараюсь покупать микрофоны исходя из практической пользы.

Цены на мои микрофоны кусаются, зато в основном я работаю с признанными моделями. Это приятно.

Ещё есть миди-клавиатура Arturia MiniLab на 25 клавиш всего за 100 баксов. Конечно, всё это не единоразовая покупка. Я собирал свой парк техники около 6 лет.

В общей сложности я потратил на оборудование примерно 5 000 долларов. Но минимальный бюджет для работы в этой сфере — стоимость ПК.

Про поиск клиентов, зарплату и «работу мечты»

Где ты берёшь клиентов?

Сейчас мой опыт поиска клиентов сводится только к личным знакомствам в индустрии. Контакты, которые ты нарабатываешь — это и есть твои потенциальные работодатели. Люди из индустрии кино, гейм-дизайнеры, блогеры, программисты — все они мои друзья, коллеги и потенциальные заказчики.

Сколько ты зарабатываешь?

С тех пор как я отказался от работы по специальности и полностью перешёл на фриланс, заработок просел. Работа проектная — то густо, то пусто. Если размазать помесячно, выйдет около 15 тысяч рублей. Не бог весть что, но это те деньги, которые принесло мне занятие любимым делом. И это для меня принципиально.

Хочешь зарабатывать больше — развивайся как профессионал, постоянно ищи новые контакты. Но самое главное, не будь мудаком.

В этой сфере хватает мошенничества. Кидалова с проектами, особенно в крупных городах, полно. Разводилы рассчитывают, что смогут там затеряться. На самом деле рано или поздно карма их настигает через наше профессиональное сообщество. Гады быстро выявляются, и с ними больше никто не работает.

Сколько времени уходит на работу?

Скажем так: в личной жизни я себе вообще не отказываю. Профессия в этом отношении идеальна. Берёшь проект, вкалываешь неделю по 14 часов без продыху, потом неделю свободен. Может случиться так, что и месяц через месяц. Своего рода вахта в наушниках.

Расскажи, как происходит рабочий процесс.

Работа начинается ещё до выезда на съёмочную площадку. Обсуждаешь сценарий. Выясняешь, что режиссёр хочет по звуку. Например, пишем ли мы всё в стопроцентном объёме, или нам нужны только диалоги.

Источник: rabdno.ru

Если это сериал, то площадочный звук максимально идёт в постпродакшн. Если проект более солидный, то звук с площадки, скорее всего, будет черновым ориентиром для полноценного переозвучивания.

С режиссёром мы обсуждаем, сколько человек будет говорить в кадре и что это за люди. Будем ли мы писать атмосферу площадки или обойдёмся петлями на актёрах.

Затем с оборудованием я выезжаю на площадку, где уже кипит работа. Режиссёр, сценарист и световики решают, как актёры будут стоять и что говорить. В это время я решаю, хватит ли мне петель, или нужно ещё кого-то «подбумить». Это означает записать звук на «бум» — микрофон-пушку на «удочке».

Источник: rabdno.ru

Атмосферу площадки я пишу на конденсаторные микрофоны до или после съёмки с актёрами, чтобы исключить лишние звуки.

Даже если это не требуется, я всегда пишу атмосферу, чтобы использовать её на других проектах.

После записи начинается плотная рутинная работа за компьютером. Открываешь поочерёдно каждый файл и соотносишь аудио с видео. Сцена, кадр и дубль на «хлопушке» должны совпадать с аудиофрагментом. Если файлы сопоставлены верно, то дополнительно материал выслушивать не нужно. Если нет, то нужно синхронить черновой звук видеодорожки с аудиозаписями. И это настоящий гемор: долго, скучно, уныло.

Источник: rabdno.ru

Вот расставил ты всё по местам, но настоящая рутина только начинается. Происходит чистка, вырезание неудачных моментов, заполнение пустого пространства. Наполняется атмосфера, подгоняются диалоги. По требованию подбирается музыка и дополнительные звуки: хлопки дверей машин, птичий крик, собачий лай, человеческое комедийное газопускание. Всё это тщательно выискивается в библиотеках или записывается самостоятельно.

Когда всё заполнено и выведено по уровням на нужную громкость, мастерфайл отправляется видеомонтажёрам. На этом моя работа закончена.

Над какими проектами ты работал?

Подкасты, ютубные ролики, мастер-классы инфоцыган. Я писал фоли-эффекты и атмосферу для игр и кино. Я попробовал всего и понемногу. Сейчас у меня больше проектов в киношной индустрии, в основном удалённо. Падают задачи на чистку от призвуков с площадки, убрать шуршание одежды, что-то свести.

Это не работа мечты, где ты сидишь на пляже с коктейлем в одной руке и ноутбуком в другой. Рутинных задач полно, и делать их порой совершенно не хочется. Просто ты вспоминаешь, что работать звукарём — это прекрасно, садишься и делаешь.

Про ASMR, съёмки порно и американских ютуберов

Расскажи про самые необычные проекты.

Самой жестью, с которой мне приходилось сталкиваться, была работа в порно. Причём попал я в это дело совершенно случайно. Я пытался организовать проект для записи ASMR-контента для ютуба, а девушек искал мой приятель.

Через пару дней он недвусмысленно намекнул, что подпольное вебкам-агентство интереснее и прибыльнее. Но быстро мы пришли к выводу, что лучше сидеть на стуле за 15 тысяч рублей, чем на бутылке бесплатно.

C ASMR тоже ничего не вышло. Оказалось очень сложно объяснить девушкам, что это не аудиопорно.

Затем мой неугомонный товарищ нашёл заинтересованное лицо, готовое обменять деньги на порно. От нас требовался лишь продакшн. Я к таким вещам отношусь спокойно: приехал, отснял, почистил, отдал. Ничего сверхъестественного.

Источник: rabdno.ru

Но с этим проектом всё с самого начала пошло наперекосяк. Актёры снимались впервые, хромал сценарий. Запись звука была на мне. Товарищ отвечал за видео и режиссуру. Был инженер по свету. И актёры, парень и девушка. Пока актёры не сняли одежду, мы обсуждали, как расставить прожекторы и что мы хотим по звуку. Решили ограничиться записью на «пушку».

Мне показалось, что вешать петли на соски и гениталии — не самое практичное решение.

Мы расставили оборудование и начали. Выглядело это одновременно нелепо и комично. Поскольку актёры совершенно не понимали, что от них требуется, посыпалась «помощь зала». Съёмку мы пытались сделать в формате BDSM: парень «низ», девушка «верх». Но в итоге сделали в духе «непродаваемой любительской возни».

Источник: rabdno.ru

Режиссёр-оператор наводит камеру и говорит: «Так, сейчас мы хотим, чтобы вы потрахались на кровати». И они трахаются на кровати. «Нет, давайте сменим позу». И они меняют позу. Это происходит медленно, а у парня и без того плохо стоял. «Давай, доставай член и вводи плавнее». Ну, куда уж плавнее…

Девушка кричала: «Собака! Свинья! Лижи мои ноги!» Несколько раз мы делали перерыв, чтобы просмеяться. Весь съёмочный процесс занял шесть часов, вместо запланированных четырёх.

Парень кончить не смог, поэтому каждый просто собрал своё оборудование и попрощался.

Сейчас проект заморожен из-за пандемии коронавируса. Хотя сперма на медицинской маске могла бы стать трендом.

Над какими известными проектами ты работал?

В крупных киношных форматах я участвовал только на постпродакшн: чистка диалогов, прокладка атмосфер. Например, сериал «Зона комфорта» с Харламовым. Главный герой там сидит в норвежской тюрьме и по видеосвязи пытается решать вопросы на Родине. Проект был недолгий, но денежный. За десятиминутную серию я получал 5 тысяч, работая пару дней.

Источник: rabdno.ru

Сотрудничал с телеканалом «Пятница»: работал над шоу «Ночной дожор» с Ивлевым.

С выездом работал над сериалом Win Win. Пока этот проект на стадии монтажа. Работать над ним было сложно. После 14 часов на площадке у некоторых случались нервные срывы, которые плавно перетекали в совместный алкоголизм.

Насколько важную роль в кино играет звук?

Лично для меня звук — это 90% привлекательности медиапродукта, будь то кино или продающий ролик. Возможно, это связано с тем, что конкретно я аудиал. Кино, анимация, игры — если я во что-то влюбляюсь, то в первую очередь ушами.

Источник: rabdno.ru

А по части большинства существует множество социологических опросов, которые примерно в равных пропорциях распределяют предпочтение зрителей между картинкой и звуком. И это при том что глаза — наш самый важный орган чувств.

Расскажи о самом сложном в работе.

Самое сложное одновременно является самым простым: от тебя постоянно требуется креатив. Любая даже самая рутинная задача коварна сюрпризами.

Для решения простейшей задачи по чистке голоса в фильме порой приходится изобретать новые способы вычленения звуков в спектрограмме. Мозг при этом значительно напрягается.

Часто ли приходится переозвучивать актёра дублёром?

Переозвучивать актёров или нет, чаще всего зависит от бюджета проекта и сроков. Но бывает и так, что сама художественная задумка подразумевает закадровый голос. На площадке ты его никак не изобразишь. Поэтому всё зависит от задач, а также от исходных материалов.

Источник: rabdno.ru

Бывает и так, что голос самого актёра не подходит для роли. Или при записи вживую звучит он совершенно другим голосом. Или человек в отпуске, на больничном, запил. Тогда ищут замену с похожим тембром.

В чём заключается работа с подкастами? Ведь звук записан, и можно просто выложить аудио в интернет.

Человек записал подкаст, но перед выкладыванием в сеть обнаружил на заднем плане едва заметный, но очень раздражающий звук кулера. Или домашние животные шумят. Ветер, дорога за окном, соседский ремонт. С такими диагнозами идут ко мне.

В чём различие между саунд-продюсером, саунд-инженером и звукорежиссёром?

Саунд-продюсеры часто занимаются не только продвижением артистов, но и отвечают за создание музыки. Это высокоуровневая позиция, которая доступна только владеющим аудиотеорией. Позиции саунд-инженера и звукорежиссёра — это просто разные названия одного и того же.

Работал ли ты с зарубежными проектами? С кем работать приятнее всего?

Я постоянно работаю с зарубежными партнёрами через такие биржи, как Upwork. Просто это малоизвестные небольшие проекты.

С американскими ютуберами сотрудничать гораздо приятнее, чем с ребятами из СНГ. Платят щедро и без задержек.

Я даже планировал переезд из России с момента выхода на фриланс. Но с течением времени я понял: неважно, где ты находишься, в России, США или Зимбабве. Главное — работать и находить общий язык с заказчиками. Ну и денег у меня пока таких нет, чтобы оплатить себе достойный фриланс. Кроме того, мне уже 31 год, а переезд предполагает серьёзные моральные усилия.

Про электромагнитные импульсы, самопрезентацию и Skywalker Sound

Часто ли случаются косяки при записи и какой самый распространённый?

Косяки происходят, и от этого не застрахован никто. Например, мой последний проект — съёмки сериала. Я файлы дома открыл, а там всё изрешечено наводками антенн мобильных операторов. Пришлось всё переписывать.

Такое периодически происходит, и нужно просто быть внимательнее. От телефона, розетки или роутера ты можешь словить электромагнитные импульсы. С опытом начинаешь ориентироваться на площадке лучше и сразу замечать такие опасности.

Высока ли конкуренция в этой профессии? Как пробиться к денежным проектам?

Места в этой сфере полно, и можно даже заработать.

Демпинг вставляет палки в колёса, поэтому нужно учиться обосновывать свой ценник.

Самое популярное обсуждение в нашей среде: «Как сформировать стоимость одного часа работы?».

Источник: rabdno.ru

Очень многое зависит от банальной уверенности в себе. За один и тот же проект новичок получит доллар, а профи самопрезентации — двадцать пять. Конечно, в первую очередь профи должен быть профи, а уже после мастером самопиара.

Что больше всего нравится и что раздражает в работе?

Раздражает сильнее всего рутина. Но мне нравится, что голова работает постоянно. Это не в магазине за кассой штрих-коды пикать.

Как семья и близкие относятся к твоей деятельности?

Семья мой выбор не понимает. Я пытался неоднократно до них донести, что не могу заниматься неинтересным мне делом. Строительство кажется им в разы перспективнее.

Я согласен, что до определённого момента работа со звуком не приносит столько же денег, сколько стройка. Но к тому времени, как это произойдёт, у меня останется моральное и психическое здоровье. Работа инженером-строителем наводила на меня тоску.

Как планируешь развиваться дальше?

Я пытаюсь держаться одного направления, но при этом постоянно ищу новые возможности. Не могу вспомнить день, когда я бы просто бездельничал. Если это не работа за деньги, значит, какой-то проект для души или саморазвития.

Кто, по твоему мнению, лучший звукач в мире и в России?

Практически все современные кассовые картины в плане звука вылизаны идеально. После просмотра хочется не просто пересматривать, а именно переслушивать. Сравнивать подобные проекты с любительской анимацией нет никакого смысла. Но и в ней порой встречаются интересные работы.

Лучшие на века — это Skywalker Sound. Элита звукового сообщества. Практически все гиганты индустрии кино и анимации обращаются к ним за звуком.

Источник: rabdno.ru

У нас все хорошие звукорежиссёры в основном в игровой индустрии. Лично я слежу за творчеством Сергея Ейбога, который сотрудничает с Owlcat Games. Один из последних проектов в его звуковом оформлении — серия компьютерных ролевых игр Pathfinder на основе известной одноимённой настолки. Вот этим отечественным продуктом можно гордиться.

Звук в российском кино и западном кардинально различаются, с твоей точки зрения?

Абсолютно.

Большинство моих знакомых делали звук для наших прокатных картин. Коллеги регулярно страдают от недоплаты и нереальных дедлайнов. Именно поэтому звук в отечественном кино — откровенная параша.

Компетенция ребят тут ни при чём.

Источник: rabdno.ru

Страница может использовать cookie, если необходима аналитика.