Блокчейн и музыка: как современные технологии помогают музыкантам зарабатывать
Юлия Петрова 4 февраля 2021Последние годы стриминг был основным драйвером развития музыкальной индустрии. Отмена живых выступлений и концертов в разгар пандемии еще больше ускорила темпы цифровизации и усилила разрыв между онлайн- и офлайн-источниками доходов. На конец 2020 года доля стриминга составила более половины (57,3%) от общего объема российского музыкального рынка. Управляющий портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain, заместитель генерального директора n’RIS Валерия Брусникина рассказала Formusical.ru, что значат для музыкантов эти изменения и как можно извлечь максимальную выгоду из современных инструментов монетизации творчества.
Стриминг — далеко не единственный доступный механизм монетизации музыки в современных реалиях. Так, многие сервисы стали экспериментировать с альтернативными моделями взаимодействия со слушателями – например, организовывать виртуальные концерты и фестивали. Формат виртуальных концертов очень гибкий: музыканты могут организовывать свои выступления на самых разных площадках, от стриминговых сервисов и соцсетей до видеохостинговых платформ и онлайн-игр. Лайвы в Instagram собирают сотни тысяч просмотров, выступление американского рэпера Трэвиса Скотта в онлайн-игре Fortnite привлекло рекордные 12 миллионов участников, а pay-per-view концерт бойбенда BTS стал всемирной сенсацией — его посетили более миллиона человек (по оценкам экспертов, лейбл артистов получил около 35 миллионов долларов от продажи билетов).
Россия также идет в ногу с глобальными трендами. Падение доходов от живых выступлений в 2020-м составило 76%, что нанесло серьезный ущерб рынку. Российские музыканты стали активнее переходить на цифру. Впервые с онлайн-форматом успешно поэкспериментировали «Би-2» в марте прошлого года. Концерт группы, транслировавшийся на видеостриминговом сервисе Okko, посетили 2,5 миллиона человек. Вслед за Okko подтянулись и другие отечественные платформы – МТС.Live и «Яндекс.Эфир». Знаковым событием для российской музыкальной индустрии стал VK Fest 2020 — первый музыкальный онлайн-фестиваль в России, который за неделю собрал более 40 миллионов зрителей из 203 стран.
Однако у цифровизации есть и свои подводные камни. Еще до пандемии авторы нередко жаловались на нечестное распределение доходов на стриминговых платформах. При средней стоимости одного прослушивания в 6-28 копеек неудивительно, что 82% музыкантов получают от стриминга менее 20 тысяч рублей в год. Причина кроется не столько в платформах и их бизнес-моделях, сколько в превалирующей до сих пор на просторах интернета культуре нелегального потребления контента.
Все креативные индустрии страдают от пиратства, но под основной удар, несомненно, попадают кино и музыка. На нелегальные ресурсы приходится около 24% всего интернет-трафика, их посещают около 190 миллиардов раз в год. Из-за этого ежегодно десятки тысяч людей оказываются без работы, снижаются доходы лейблов и независимых исполнителей. Согласно последним подсчетам ВШЭ, из-за недобросовестных потребителей российский музыкальный рынок теряет около 30 миллиардов рублей ежегодно.
К сожалению, результатами чужого труда нелегально пользуются не только отдельные лица, нежелающие платить за подписку или лицензию, но и крупные игроки рынка развлечений. Резонанс в среде битмейкеров получил случай с нелегальным использованием бита из трека Фараона «Дико, например» передачей «Вечерний Ургант». Если нарушителями могут стать даже известные телепроекты, транслирующиеся по главным каналам страны, то что уж говорить о ютуберах и блогерах. Когда музыкант может доказать свое авторство, то техподдержка и модераторы ресурса обычно идут навстречу и вычищают пиратские копии или композиции, содержащие нелицензированные составные части. Проблема заключается в том, что доказать авторство очень сложно.
Здесь на помощь приходит блокчейн. За свою недолгую историю технология успела пройти несколько стадий — от стартового хайпа до «долины разочарований» и, наконец, выхода на «плато продуктивности». Блокчейн пытались внедрить везде, где только можно, но по-настоящему инновация прижилась в двух сферах: банковской и интеллектуальной собственности (ИС). Принцип работы технологии идеально подошел под запросы рынка ИС, страдающего от недостатка доверия между игроками и непрозрачности процессов. Суть блокчейна в том, что он позволяет распространять, контролировать и хранить данные и операции в защищенном и прозрачном виде без посредников в лице правительства или централизованных организаций.
С точки зрения применения блокчейна в сфере управления интеллектуальной собственностью Россия стала мировым лидером, впервые построив полноценную работающую инфраструктуру — IPChain. На ее базе уже успешно функционируют конкретные цифровые решения для различных сегментов креативной экономики. При этом все данные об объектах — будь то музыка, биты, фильмы, рекламные видео и так далее — хранятся в одном реестре и одинаково доступны всем участникам рынка.
Если взять конкретные примеры, то для музыкантов на базе IPChain доступно сразу несколько решений, позволяющих защищать и монетизировать контент. Во-первых, это сервис депонирования n’RIS. Его основная функция — фиксировать информацию о создании объекта. В спорах об авторских правах пострадавшей стороне обычно приходится доказывать два факта — то, что оригинальное произведение действительно появилось раньше, и то, что есть прямое заимствование. Здесь как раз пригодится сертификат о депонировании, так как он принимается цифровыми площадками и судом в качестве документа, подтверждающего время создания объекта. Для более активной защиты контента музыканты могут воспользоваться n’RIS.Antipiracy — он автоматически ведет мониторинг популярных пиратских ресурсов, отслеживает размещение нелегальных копий по цифровым отпечаткам и направляет претензии администраторам ресурсов.
Защита и монетизация музыки тесно связаны. Получать максимальную выгоду от продажи или лицензирования контента можно только при наличии грамотно оформленных отношений с покупателями. Это тоже серьезная проблема для российского рынка – многие музыканты не имеют представления о том, как должны выглядеть договоры, какие условия наиболее выгодны в конкретной ситуации, как распределяются роялти и так далее. Помочь авторам освоиться на рынке и начать получать доход от творчества могут биржа интеллектуальной собственности IPEX и аудиобрендинговый сервис FONMIX.
Эти инструменты взаимодополняемы, так как предлагают различные форматы монетизации. На IPEX музыканты получают возможность искать покупателей из различных индустрий, договариваться об условиях использования и заключать стандартные договоры без посредников — юристов или лейблов. FONMIX, в свою очередь, позволяет получать пассивный доход в виде роялти от публичного исполнения треков в магазинах, ресторанах, фитнес-клубах и других коммерческих пространствах.
Цифровая эпоха — время возможностей для творческих людей из самых разных сфер. Стриминг, виртуальные концерты, соцсети объединяют людей со всего мира, открывают новые рынки и ниши. Конечно, у технологий есть и обратная сторона: копировать и нелегально распространять контент стало в сотни раз быстрее и проще. Стриминг открыл легкий доступ к качественной музыке и отчасти снизил объемы пиратства, но не избавился от него окончательно. В конце концов, из 3,5 миллиарда интернет-пользователей только 10% пользуются платной подпиской.
Очевидно, что для эффективной борьбы с нелегальным распространением и использованием контента недостаточно одних только усилий государства или цифровых площадок. Артисты также должны заниматься активной защитой своего творчества. К сожалению, в России эта практика пока развита слабо. Музыканты размещают свои произведения на страницах в соцсетях, рассылают биты или инструменталы через мессенджеры продюсерам и лейблам, никак не заботясь о мерах защиты. Такой морально устаревший подход к продвижению музыки тормозит развитие рынка и ограничивает рост доходов самих артистов. Появление же блокчейн-инфраструктуры для управления интеллектуальной собственностью и удобных сервисов на ее базе имеет потенциал стать наравне со стримингом важным шагом к созданию цивилизованного музыкального рынка в России.
Как защитить и монетизировать свой интеллектуальный капитал:
Шаг 1. Зафиксировать авторство и время создания объекта при помощи сервисов депонирования (n’RIS, Онлайн Патент). Регистрация в блокчейн-реестре принимается в суде в качестве доказательства.
Шаг 2. Запатентовать изобретение или зарегистрировать товарный знак (при необходимости в зависимости от типа объекта).
Шаг 3. Мониторить использование произведения: контролировать получения роялти и пресекать нелегальное использование.
Шаг 4. Монетизировать свою ИС на бирже: выставить произведение на «витрину», найти покупателя и оформить договор на использование. В качестве дополнительного механизма монетизации возможно получение
кредита под залог ИС на краудлендинговых платформах.
Валерия Брусникина специально для Formusical.ru