formusical.ru Перейти на полную страницу

Jazz across borders-2020: что мы узнали

Анна Кардаш 16 ноября 2020

Jazz across borders-2020 проходил полностью в онлайн-формате. Было много интересного. Анна Кардаш записала рекомендации Надежды Бойчевски: как артисту увеличить аудиторию в цифровой реальности. А также что, говорили о концертной индустрии в период пандемии и ее будущем.

13-14 ноября 2020 года в онлайн формате прошёл форум-фест Jazz across borders 2020. Это одна из самых крупных джазовых конференций во всём мире, а в России это единственная большая площадка для встреч профессионального джазового сообщества.

 Среди специальных гостей были лауреат Пулитцеровской премии и обладатель 9-ти премий «Грэмми» Уинтон Марсалис, джазовый пианист и продюсер, обладатель 3-х премий «Грэмми» и премии «Эмми» Роберт Гласпер (США) и одна из лучших джазовых певиц современности, обладательница 5-ти премий «Грэмми» Дайан Ривз (США). Посмотреть всех спикеров можно на сайте форума-феста

Роман Христюк (слева) и Уинтон Марсалис


В этом году на фестивале появилось новое мероприятие — Listening-сессия. На них ведущие российские и зарубежные критики слушали и обсуждали композиции из недавно вышедших джазовых альбомов.

На форуме обсуждали источники финансирования и грантовые программы для джазовых музыкантов, цифровые возможности для продвижения, онлайн образование. Одной из основных тем фестиваля стала пандемия 2020 года и существование джаза в новой карантинной реальности.

JAB-2020

Как увеличить аудиторию артиста в новой цифровой реальности

Мы побывали на мастер-сессии Надежды Бойчевски, генерального директора A&R ONErpm Russia, генерального продюсера Hajime Rec и музыкального эксперта в Universal Music Russia. Она подробно рассказывала о том, как новому джазовому артисту ворваться в музыкальный рынок и как не потеряться в потоке музыкального контента.

В своем выступлении Бойчевски рассуждала о новой цифровой реальности и делилась информацией о том, какими инструментами стоит пользоваться джазовым музыкантам, чтобы донести своё творчество до аудитории. 

Надежда Бойчевски, директор A&R ONErpm Russia


Бойчевски рассуждала о том, что для артиста важно уметь правильно пользоваться стриминговыми сервисами. Интернет стал глобальным, поэтому все физические носители несколько лет назад заменились стримингом. Несмотря на то что до сих пор остались регионы, где можно купить компакт-диски и рынок винила продолжает развиваться, использование стриминговых сервисов сегодня наиболее актуально. Сервисов много, и музыканту желательно присутствовать на всех, чтобы аудитория могла найти их там, где ей удобно. Это Boom, Spotify, Apple music, Яндекс музыка и другие. Магазинные витрины сменились цифровыми баннерами, и это очень эффективный промо-инструмент. 

Ещё один хороший способ найти аудиторию — следить за тем, что происходит в стриминговых сервисах. Они постоянно подогревают интерес к себе и к артистам и устраивают онлайн и офлайн мероприятия: конкурсы, коллаборации, фестивали.

По словам Бойчевски, музыкальные площадки недостаточно внимания уделяют джазу. Они больше ориентированы на мейнстримные направления — поп, рэп. Джазовых плейлистов в разы меньше. С одной стороны, это объясняется тем, что джазовая аудитория меньше использует эти сервисы, предпочитая живые выступления. С другой — сами артисты плохо интегрированы в цифровую реальность.

Бойчевски отметила, что у нас очень мало изданий, посвящённых джазу. Не так много и блогеров, которые делают хорошие обзоры. Сегодня артист сам должен выполнять роль СМИ и работать со своей аудиторией через соцсети. В этом есть плюс: публике очень интересно наблюдать за рутинными делами музыкантов. Артисту нужно определиться, какой тип контента ему проще создавать — текст, фото или видео — и в зависимости от этого выбрать основную площадку для общения с публикой. Бойчевски обратила внимание, что все музыкальные профили должны быть верифицированы.

Доступ к аналитике — ещё один эффективный инструмент для продвижения музыканта. Бойчевски рекомендует работать с сервисами, которые предоставляют прямую статистику. Так артист получает информацию в максимально сжатые сроки, а это очень важно. Сейчас артист может отслеживать, какое влияние на публику оказал материал и что лучше работает. Можно посмотреть кто, где и каким образом слушает релизы и с помощью этой информации можно видоизменять работу с публикой.


Бойчески дала несколько советов по работе с цифровыми партнерами. Она рекомендует приходить к ним с конкретным запросом и всё детально проговаривать. Предварительно артист должен оценить себя и понять, что он готов делать для своей музыки сам, а за что он хотел бы сделать ответственным партнёра. Хорошо работать с тем, кто заинтересован не только в продвижении артиста, но и в развитии жанра.

Сегодня джаз — это интеллектуальная музыка. Джазовая аудитория  более консервативна, чем аудитория мейнстримных направлений. Она меньше использует стриминговые сервисы, зато она более подготовлена к восприятию сложной музыки. Эти особенности стоит учитывать при продвижении джазовой музыки.

Новая финансовая модель концертной индустрии в условиях пандемии

На круглом столе «Новая финансовая модель концертной индустрии в условиях пандемии» спикеры говорили о том, как найти спонсоров для своего проекта и как проводить концерты в условиях пандемии при условии 50% рассадки.

В обсуждении участвовали исполнительный директор Music Finland Кайса Рёнккё, музыкант и директор Amersfoort Jazz Festival Александр Бейтс, основатель фонда SAMRO, консалтинговой компании IKS, проекта Concerts SA Андрэ Ле Ру и генеральный директор Martinico Music & People и директор фестиваля JazzCádiz Фернандес.

JAB-2020

Главным вопросом «круглого стола» стала, конечно же, пандемия и её последствия в музыкальной отрасли. Участники рассказывали, как она повлияла на работу музыкантов в их стране, какие меры предпринимают правительства в их стране и что ещё планируется сделать.

Во всех странах с конца марта были отменены концерты, поэтому музыканты оказались в сложной финансовой ситуации. Сейчас в большинстве концертных залов можно продавать билеты только с 50% рассадкой, и это часто не покрывает затраты. Концерты — основной источник заработка музыкантов. Одним из плюсов в этой непростой экономической ситуации оказалось то, что во время самоизоляции музыканты стали выпускать больше релизов.

Не в каждой стране правительство и спонсоры были готовы оказывать финансовую помощь оставшимся без работы музыкантам. Марина Фернандес рассказала, что в Испании государство не смогло помочь ни музыкантам, ни клубам и концертным площадкам. В Финляндии же, по словам Кайсы Рёнккё, Министерство культуры собрало статистику по кому больше всего ударила пандемия и направило финансовую помощь. Музыкантам в Финляндии помогают и независимые ассоциации. Финский музыкальный профсоюз создал несколько проектов, которые обеспечивают музыкантов работой.


Почти все участники согласились, что карантин открыл новые возможности для организаторов. Трансляции сильно повлияли на представление людей о концертах. Музыкальная индустрия продолжит развиваться в онлайн- пространстве. Александр Бейтс, один из организаторов JAB, рассказал, что несмотря на то, что фестиваль в этом году проходит онлайн, инвестиции спонсоров не уменьшились, а количество посетителей даже увеличилось. Гонорары для музыкантов на фестивале остались прежними.


Сегодня все оказались в непростой экономической ситуации, и многие понимают, что музыкальная отрасль — это не то, что правительства будут восстанавливать в первую очередь. Андрэ Ле Ру рассказал, что исследование его организации показало: многие начали отказываться от карьеры музыканта. Александр Бейтс сказал, что к концу следующего года из профессии может уйти 30-40% музыкантов.

Джазовая индустрия во всех странах придумывает новые формы монетизации. Новые цифровые технологии помогают оставаться на плаву. Участники сошлись на том, что сейчас все отрасли должны взаимодействовать между собой с целью сохранить культуру.

Все желающие могут купить видеозаписи Jazz across borders 2020 (ищите справа кнопку "Купить записи JAB").

Страница может использовать cookie, если необходима аналитика.