formusical.ru Перейти на полную страницу

Как стать первой скрипкой оркестра

Анна Кардаш 9 ноября 2020

Тимоти Ли рассказал, как стать первой скрипкой и построить карьеру в оркестре. Он проработал больше 20 лет в Симфоническом оркестре Цинциннати и является профессором консерватории по классу скрипки. 

За плечами Тимоти Ли сольные концерты в Карнеги-холле, выступления на телевидении, радио, участие в фестивалях и конкурсах.

Что делает первая скрипка оркестра

Первая скрипка занимает ведущую роль в коллективе и очень часто является публичным лицом. Она работает в тесной связке с дирижёром. Перед началом выступления они пожимают друг другу руки, после чего скрипач руководит процессом настройки и подаёт дирижёру знак, когда оркестр готов начинать. Первая скрипка исполняет все скрипичные соло и размечает в партитуре все нюансы и штрихи для остальных участников струнной группы.

Почему дирижёр и концертмейстер пожимают друг другу руки

Таким образом дирижёр и концертмейстер демонстрируют уважение и признательность их ролям в оркестре. Если бы дирижёр захотел поздороваться с каждым участником оркестра, это заняло бы целую вечность. Так что этот символический жест рукопожатия с первой скрипкой означает приветствие дирижёра всему оркестру.

Где сидит первая скрипка

Первая скрипка располагается слева от дирижёра на первом стуле (отсюда и её название). Это место позволяет исполнителю быть одновременно в контакте с дирижёром и с остальными музыкантами, передавая им его сообщения.

Тимоти Ли рассказывает: «‎Все дни недели у меня разные. Репетиционные дни начинаются у нас середины недели. Для каждой программы нужно от трёх до пяти репетиций.

В дни репетиций я встаю очень рано, чтобы успеть дома разыграться. Репетиция идёт с 10 до 12.30. Если есть вторая, она начинается после обеденного перерыва в 14.00 и заканчивается в 16.00. Примерно за 6-8 месяцев до начала репетиций у меня есть ещё одна задача: я должен пройтись по всему репертуару и отметить все штрихи в партии первых скрипок. Это отнимает много времени, особенно если вещь до этого не была разобрана.

На самих репетициях я очень много общаюсь с дирижёром и с другими скрипачами, а иногда и со всей струнной группой. Так мы приходим к единообразию в исполнении. Довольно часто приходится менять штрихи или артикуляцию, для того чтобы справиться с задачей, которую ставит перед нами дирижёр».

Как и многие профессиональные музыканты из оркестра, Лиз работает в консерватории. Он говорит: «Когда у меня нет репетиций, я преподаю студентам и аспирантам в Музыкальном колледже-консерватории Цинциннати. В среднем это 10-14 часов в неделю».

Карьерный рост

Должность первой скрипки — важная веха в карьере скрипача. Большинство музыкантов начинают в небольших региональных оркестрах, в ансамблях, эстрадных оркестрах, в балетных или оперных оркестрах.

Скрипачи могут работать помощником, заместителем первой скрипки, и, наконец, самой первой скрипкой. Конечно, такие должности есть далеко не во всех оркестрах, а только в более-менее крупных.

Образование

Большинство музыкантов в оркестре имеют диплом об окончании четырёх-пяти-летних программ по исполнительской специальности. Некоторые идут дальше и получают научные степени.

«Я не знаю почти никого кто хотел бы стать именно первой скрипкой. Всё происходит не так. С опытом музыкант становится всё более и более искусным. Затем он получает работу, которая подчёркивает его лучшие исполнительские стороны»

Тот кто претендует на роль первой скрипки в обязательном порядке должен одинаково хорошо владеть сольным материалом, справляться с камерной музыкой, и, конечно, знать стандартный оркестровый репертуар. Работа первой скрипки помимо регулярных репетиций с оркестром требует исполнения и сольной, и камерной музыки.

Необходимые навыки

Первые скрипки как руководители оркестра должны иметь много опыта. Лиз рассказывает, что опыт игры в ансамбле очень помогает в оркестре, потому что большая часть общения между исполнителями струнных — это едва заметная коммуникация через переглядывания, определённые телесные движения, специальные жесты.

«Камерному музыканту очень важно уметь общаться и обсуждать свои музыкальные идеи с коллегами. Ему надо быть достаточно гибким и открытым, чтобы пробовать новое. Тоже самое с первой скрипкой: руководство в оркестре обеспечивается теми, кто сидит в первом ряду, поэтому так важно чтобы между этими музыкантами, остальной группой, дирижёром и другими группами было чёткое и ясное взаимопонимание. Что касается особых навыков, первая скрипка должна быть человеком, в котором все чувствуют и признают лидера.

Надо быть гибким и в стиле игры. Первая скрипка должна уметь вначале встроиться в звучание струнной группы, а в следующую секунду вдруг переключиться на своё соло так, чтобы его было слышно на дальних рядах большого зала.

Первой скрипке нужны и обыкновенные человеческие навыки — способность услышать проблемы своих коллег, дать совет или подсказать что-то по звуку, если нужно. Личные проблемы всегда есть и будут в любом оркестре и иногда первая скрипка помогает в них разбираться, задаёт стандарт поведения.

Таким образом, первая скрипка должна быть хорошим слушателем, должна внимательно думать прежде чем что-то сказать и быть тем, кому можно доверить личные, профессиональные и музыкальные проблемы.

Личные качества

Чтобы стать первой скрипкой, нужно иметь определённый склад характера. 

«Я совершенно убеждён, что самая важная черта великих первых скрипок это гибкость: гибкость музыкальная, физическая, психологическая. Жёсткость — враг всех музыкантов. Гибкость противостоит закостенелости. Благодаря гибкости мы работаем с максимальной отдачей как в личном, так и в музыкальном плане. При этом музыкант должен быть непоколебим, должен уметь не поддаваться любому давлению. Умение сосредоточиться и не отвлекаться — самая необходимая черта успешного лидера.

«Я совершенно убеждён, что самая важная черта великих первых скрипок это гибкость: гибкость музыкальная, физическая, психологическая. Жёсткость — враг всех музыкантов»

Образ жизни

Первая половина моей недели (с понедельника по четверг) состоит из дневных занятий и репетиций. В субботу и воскресенье у меня тяжёлые вечера, обычно у меня 2-3 выступления в неделю. Бывают иногда исключения, но, как правило, днём у меня репетиции, а по вечерам концерты. Конечно, помимо всего этого у меня должно быть время побыть со скрипкой наедине, подготовиться к репетициям в оркестре и к разным другим сольным и камерным выступлениям.

Как начать карьеру первой скрипки

Первая скрипка становится первой скрипкой после прослушивания, точно так же как и все остальные музыканты оркестра. Многие начинают свой путь в маленьких региональных оркестрах и по мере накопления опыта продвигаются по более престижным должностям.

Трудно ли попасть в оркестр?

Да, трудно. Это требует долгих лет практики в музыкальной школе, частных уроков, прослушиваний, большого опыта выступлений в разных оркестрах. Первая скрипка — самая престижная позиция в оркестре, поэтому тот, кто хочет её занять, должен быть на вершине своего исполнительского мастерства.

Лиз рассказал нам как он стал первой скрипкой: «Моя карьера началась когда я получил место в небольшом оркестре, после окончания Истманской школы музыки со степенью бакалавра. В тот год я играл в четырёх разных коллективах: в ансамбле, в эстрадном оркестре и в двух оперных.

Следующий шаг — должность помощника первой скрипки в Чарльстонском симфоническом оркестре. Два года спустя я стал первой скрипкой в этом же оркестре. За пять лет в Чарльстоне я прошёл восемь прослушиваний (все на главные должности), и на некоторых прошёл в полуфинал, на некоторых — в финал. В последний год моего пребывания в Чарльстоне я был на двух прослушиваниях на первую скрипку с разницей в несколько месяцев: одно было в Симфонический оркестр Нью-Джерси, другое в Симфонический оркестр Цинциннатти. Я стал работать в Цинциннати, и в следующем году буду отмечать с ними свой двадцатый сезон.

Таким образом, на моём пути было несколько прослушиваний, причём именно на руководящие должности (помощник и заместитель первой скрипки, первая скрипка). Ещё с университетских лет я был хорошо знаком с репертуаром оркестровых прослушиваний, а во время учёбы был запасным скрипачом в Рочестерском филармоническом оркестре».

Другие знакомые мне первые скрипки начинали с музыкальных конкурсов, затем решили продолжить карьеру в оркестре. Третьи получили работу сразу в крупных оркестрах, затем решили пройти прослушивания на первую скрипку. Нет единой формулы для карьерного пути первых скрипок, но в нём точно должно быть много упорства и самоотдачи».


Сколько зарабатывает первая скрипка

По данным Adaptistration, в настоящее время максимальная зарплата первых скрипок составляет примерно 622 000 долларов. Первая скрипка с самым высоким доходом играет с Кливлендским симфоническим оркестром.

Конечно, не все получают так много.

«По моему опыту, большинство концертмейстеров получают зарплату на основе процентной шкалы. То есть у большинства оркестрантов есть базовая зарплата — минимальная сумма, которую получает каждый музыкант в оркестре. Первая скрипка помимо этого получает дополнительные проценты в зависимости от их уровня, опыта и умения договариваться.

В США нормой считается платить первой скрипке как минимум в два раза больше базовой зарплаты. Однако в последние пару десятилетий стали платить уже в три раза больше. В некоторых случаях зарплата первой скрипки превышает стандартную в четыре раза! Во всех известных мне случаях первая скрипка это самый высокооплачиваемый музыкант оркестра (не считая дирижёра).

Кроме того, во всех оркестрах, кроме самых маленьких, договор включает в себя заработную плату, оплачиваемый отпуск и медицинскую страховку».

Полезные ресурсы

Orchestra Excerpts — сайт, на котором перечислены все основные отрывки для скрипки (и других инструментов) с нотами и несколькими записями каждого. Полезно для подготовки к прослушиванию.

Musical Chairs — ресурс, где можно найти оркестровые вакансии и информацию о прослушиваниях.

Audition Cafe — еще один сайт со списками вакансий в оркестре.

Как начать карьеру скрипача

  • Познакомьтесь со стандартным симфоническим репертуаром на уроках оркестра.
  • Играйте для профессиональных оркестровых музыкантов. Чем больше вы будете это делать, тем лучше (особенно для ведущих музыкантов). Получить от них отзывы — бесценно.
  • Выступайте как можно больше! Прослушивание — это выступление. Выступление — единственный способ стать лучше.
  • На YouTube можно посмотреть множество оркестровых концертов; обращайте внимание на разные стили игры и руководства первых скрипок. Это поможет развить чувство лидерства.
  • Начните разучивать основные скрипичное соло пораньше!

FAQ

Почему первой стала именно скрипка?

Потому что скрипки занимают ведущую роль в оркестре. Струнная группа как правило самая многочисленная, а её участники играют на протяжении почти всего выступления. Поскольку первая скрипка сама по себе является лидером своей группы, то логично, что она стала и лидером оркестра. Кроме того, это связующее звено между оркестром и дирижёром, а они физически находятся близко друг к другу.

Какой самый важный совет вы бы дали тем кто хочет сделать карьеру в оркестре?

Не ограничивайте себя только одним карьерным путём. Лучше потратьте время на то чтобы совершенствоваться в исполнительстве, старайтесь стать как можно более разносторонним и гибким музыкантом. Есть множество разных исполнительских карьер, и каждая может вам что-то дать… Никогда не ограничивайтесь чем-то одним! Ставьте твёрдые цели в своей карьере, но пусть они всегда будут немного шире чем вы изначально задумали.

«Будет гораздо лучше, если на прослушивании вы покажете комиссии, что именно ВЫ можете предложить оркестру как музыкант, а не просто сыграете ноты в правильным ритме с правильными штрихами как запрограммированный робот»

Какую главную ошибку совершают люди, когда пытаются попасть в оркестр?


Очень часто музыканты пытаются выдать в своей игре то, что как им кажется хочет от них слышать конкретный оркестр или комиссия. Они подстраивают свой стиль игры под каждый конкретный оркестр. Будет гораздо лучше, если на прослушивании вы покажете комиссии, что именно ВЫ можете предложить оркестру как музыкант, а не просто сыграете ноты в правильным ритме с правильными штрихами как запрограммированный робот.

У меня огромный опыт работы в таких комиссиях, и я могу сказать, что все, кто занимается прослушиванием, хотят чтобы в их ряды попал самый лучший музыкант. Исполнитель должен сообщать что-то в своей игре каждой деталью, каждым штрихом, вовлекать слушателей в произведение.

Нужно ли быть в хорошей физической форме для того чтобы быть первой скрипкой?

Хорошее физическое состояние будет огромным преимуществом в такой работе. Мы часто испытываем стресс, физическое напряжение, умственное переутомление. С этим проще справляться, если вы будете регулярно делать упражнения на гибкость и концентрацию.

Мы должны быть очень чуткими к тому как ведёт себя наше тело в момент игры, чтобы в нужный момент мы смогли его отрегулировать и продолжить играть в свободной и непринуждённой манере.

Чем ещё вы занимаетесь в своё свободное время?

Я очень люблю делать всякие вещи для дома своими руками и кататься на велосипеде в хорошую погоду.

Вы можете описать одним словом, что принесло вам успех?

Трудно одним словом... Я бы сказал: страсть, упорство и гибкость.

Перевод Кардаш А. специально для Formusical.ru

Источник: careersinmusic.com


Страница может использовать cookie, если необходима аналитика.