formusical.ru Перейти на полную страницу

Как стать сонграйтером

Анна Кардаш 26 октября 2020

Как устроена работа сонграйтера в Америке? Композитор Джейсон Блюм, написавший хиты для Бритни Спирс и Backstreet Boys, рассказал о том, с какими трудностями сталкиваются новички и сколько могут зарабатывать авторы коммерческих песен. 


Джейсон Блюм исполняет свои песни

Что делает сонграйтер

Сонграйтер (англ. songwriter — «автор песен») пишет и текст, и музыку для песни. Есть ещё авторы текстов (англ. lyricists). Они создают исключительно тексты, но не трогают музыкальную часть — в этом важное различие двух профессий. По словам Блюма, его единственная обязанность — «создавать хиты для коммерческого рынка и продвигать своё дело, так чтобы оно приносило доход».

В музыкальной индустрии каждый новый день не похож на предыдущий. Блюм говорит: «У меня есть несколько вариантов «типичных» дней. Во-первых, надо сказать, что в Нэшвилле пишут песни не так как в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне и других центрах музыки. В Нэшвилле, где я сейчас живу, профессиональные сонграйтеры пишут свои песни в офисе. Они сидят с гитарами в специальных комнатах и работают с другими сонграйтерами. Я занимаюсь этим уже больше двенадцати лет и так написал уже сотни и сотни песен.

В других городах у профессиональных сонграйтеров очень часто есть свои студии звукозаписи. Некоторые из них занимаются только написанием аранжировок, то есть записью клавишных, гитары, бас-гитары, ударных, а топлайн, то есть мелодию и текст, пишут другие авторы. Когда я жил в Лос-Анджелесе, я часто работал в домашних студиях со своими коллегами.

Неважно как и где вы пишете, часть времени у вас так или иначе будет уходить на продвижение.

В работу сонграйтера также входит создание демо-записей, которые показывают потенциал их песен. Неважно как и где вы пишете, часть времени у вас так или иначе будет уходить на продвижение. Это встречи, на которых вы показываете свои песни руководителям студий звукозаписи, продюсерам, менеджерам. Но в общем-то это не совсем обычный день. Некоторые дни — или часы — уходят на написание треков, некоторые дни на встречи, в некоторые я записываю демо.

Как правило сонграйтеры работают с музыкальными лейблами, другими авторами и композиторами, с музыкантами. Некоторые могут работать в одиночку. Я чаще всего сотрудничаю с другими композиторами, которые раскрывают мой талант, и со всеми, кому нужны песни: с артистами, продюсерами и звукорежиссёрами.

Большая часть профессиональных сонграйтеров так или иначе связана с работой на лейбле. Они взаимодействуют с другими профессионалами музыкального бизнеса: звукорежиссёрами, продюсерами звукозаписи, исполнителями и менеджерами».

Карьерный рост

Трудно ли стать сонграйтером? В целом, да. «Потенциальный доход у сонграйтера практически безграничен. Топовые сонграйтеры, которые пишут или помогают писать хиты для суперзвёзд, зарабатывают десятки миллионов долларов. Правда этого уровня достигают лишь единицы.

Несмотря на то что нет никаких гарантий, что удастся хоть что-то на этом заработать, некоторым всё же удаётся пробиться — тем, кто действительно талантлив, упрям и умеет хорошо себя продвигать.

Подавляющее же большинство авторов песен не получают хоть сколько-нибудь значительный доход. Изо дня в день они трудятся только чтобы прокормить себя и хоть немного продвинуться к своей мечте. 

Образование и обучение

Во многих университетах можно выучиться на композитора, но высшее образование для сонграйтера не так уж необходимо. По словам Джейсона Блюма, «в музыкальном паблишинге никому не интересно, есть ли у вас диплом по написанию песен и что вы умеете. В этом бизнесе важно только одно: сможете ли вы написать такой трек, который, принесёт вам — и им — много денег.

Это не значит что курсы и воркшопы бесполезны. Безусловно они улучшат ваши навыки написания песен. После хороших курсов у вас появится вдохновение, будут инструменты и методы. Образование это супер.

Своим ученикам я говорю, что в написании песен нет никаких «правил», есть только техники, и их всегда можно заметить в успешных песнях. Как учитель я показываю своим ученикам, какие инструменты работают, а их задача — добавить в песню свои уникальные оттенки.

Мы ведь не рождаемся со знаниями о том какие бывают популярные формы и структуры песен, как лучше всего писать аккордовые последовательности или где размещать рифмы. Мы можем научиться этому только на уроках и семинарах и читая книги по этой теме. 

Радио, на котором играют популярные хиты — наш лучший учитель. Оно может сориентировать и показать, какие именно приёмы работают.

Необходимые навыки

Очень многие в этой области пишут и исполняют свой собственный материал. Блюм говорит: «Играть на музыкальном инструменте не обязательно, но это определенно помогает. Так что изучайте гитару или клавишные — к чему вы больше склонны. Это очень помогает понять как писать песни».

Джейсон Блюм рассказывает о том, как он пришёл к успеху. В видео есть субтитры. 

Личные качества

Эта профессия подходит не всем. Блюм объясняет: 

«Чтобы стать сонграйтером, нужно бесконечное упорство и готовность продолжать идти к цели, независимо от того, сколько времени это займет. Нужно уметь справляться с отказами, фрустрацией и разочарованием, при этом верить в себя настолько, чтобы не бросать своё ремесло, продолжать писать песни, общаться».

Кроме того, вам надо быть готовым к отсутствию гарантированного стабильного дохода. Важно не поддаваться давлению необходимости постоянно производить «хиты».


Образ жизни

Написание песен — это не только искусство, но и бизнес. Джейсон Блюм говорит: «Когда-то я воображал, что сонграйтеры валяются у бассейна, потягивая лимонад, и ждут когда на них снизойдёт вдохновение и напишется блестящая песня. ХА! Мои самые успешные знакомые сонграйтеры работают невероятно много.

Если они не пишут песни, то записывают демо, ходят на деловые встречи и тусуются с людьми, которые могут помочь им продвинуться в карьере. Хотя, конечно, плюс в том что ты сам себе начальник и можешь распоряжаться своим временем как хочешь. Насколько я знаю, успешные сонграйтеры постоянно находятся в движении, всегда или работают, или думают о работе».

Как устроена профессия

Первый заказ получить непросто, зато отправить куда-то своё резюме труда не составит.

Джейсон Блюм говорит: «Если же вы хотите, чтобы ваши песни звучали на радио, то не будет такого, что вы пишете заявление о приеме на работу и кто-то вас берёт. Если вы не играете в группе, не пишете для успешного артиста или сами не являетесь артистом, то скорее всего ваша цель будет в том чтобы стать штатным композитором в музыкальном издательстве.


Хотя это и звучит как «работа», на деле это означает, что вы подписали эксклюзивное соглашениес издательством о публикации ваших песен. Всё, что вы будете теперь писать, будет выпущено этим издательством, пока действует ваш контракт. При этом у вас не будет графика и обязанности ходить в офис.

Почти никто и никогда не получает «работу» как «сонграйтер». В редких исключениях вас могут нанять как автора песен для телешоу, рекламного агентства или какого-нибудь парка аттракционов, но это не больше 1% случаев.

Вам просто нужно будет писать определённое количество песен в год и чаще всего таких, которые будут монетизироваться артистами на крупных лейблах. Независимо от того, сколько песен вы напишете, вы продлите контракт только в том случае, если ваши песни приносят деньги или если компания считает, что вы создаете потенциальные хиты.

После того как вы подписываете контракт, вы получаете аванс. Это часть вашего будущего гонорара. Чаще всего, если у вас ещё нет послужного списка хитов, этого аванса будет достаточно, чтобы прокормиться. Но это не зарплата; после того как вы добьетесь успеха, эти деньги вычтут из ваших будущих гонораров.

Большое преимущество штатного сонграйтера состоит в том, что ваш издатель очень заинтересован в продвижении вас и ваших песен. Хотя какие-то способы продвижения некоторые сонграйтеры могут использовать и сами. В идеале ваш издатель должен знать продюсеров, руководителей лейблов, менеджеров студий и артистов.

Они также должны иметь возможность связать вас с артистами звукозаписи и с продюсерами. Именно так чаще всего сонграйтеры записывают свои работы.

Обычно договор с издательством предполагает организацию нетворкинга, сотрудничество с другими штатными композиторами и встречи с издателями на музыкальных мероприятиях. Издатели очень избирательно подходят к тому, с кем подписывать контракт. Они ищут авторов, у которых, по их мнению, есть исключительный материал — «ХИТЫ», ориентированные на текущий рынок».

Джейсон Блюм даёт советы по написанию песен. В видео есть субтитры.

Сколько зарабатывают сонграйтеры

По данным Glassdoor.com, средняя годовая зарплата составляет примерно 65 300 долларов.

За исключением самых редких случаев, 100% вашего дохода составляет гонорар, полученный от покупок записей ваших песен, а также гонорары за исполнение — это когда песни играют на радио, телевидение, в интернете, в самолетах, ресторанах, ночных клубах и концертных залах.

Неважно сколько песен вы напишете или насколько они хороши,

 вам платят только тогда, когда люди покупают или транслируют песни.

Союзы, группы и ассоциации

Блюм — большой сторонник онлайн-возможностей. Он говорит: «Узнайте какие есть в вашем городе музыкальные организации. В них есть образовательные возможности. Международная ассоциация сонграйтеров Нэшвилла (NSAI) имеет отделения в более чем 110 городах. Во многих городах есть ещё одна организация Songsalive.

Сообщество NETN (New England to Nashville) проводит отличные мероприятия для жителей Новой Англии, а организация сонграйтеров Западного побережья помогает тем кто живет в этой части страны. Организация Такси также принимает достойные материалы.

В моей книге «Бизнес сонграйтинга» («This Business of Songwriting») можно найти полный список организаций авторов песен».

Как начать карьеру сонграйтера

Блюм делится своей историей и дает несколько советов для начинающих.

«Я написал свои первые песни в двенадцать лет, играя на отцовской мандолине. Я выступал в кофейнях и ночных клубах, и чередовал свою музыку и популярные песни. После колледжа я уехал из Филадельфии в Лос-Анджелес в погоне за мечтой о написании песен. Я знал, что в крупном музыкальном центре будет больше практики, серьёзных коллабораций и возможностей наладить связи.

Я написал сотни паршивых песен, хотя тогда я об этом и не подозревал!

В свободное от основной работы время я писал песни, записывал демо, участвовал в музыкальных мероприятиях и каждую свободную минуту посвящал учёбе. Я написал сотни паршивых песен, хотя тогда я об этом и не подозревал! Но постепенно я осваивал ремесло и изучал рынок, получал фидбэк от учителей и профессионалов, переписывал свои песни, чтобы они стали максимально сильными. Со временем мои песни улучшались и становились более ориентированными на коммерческий рынок, то есть стали похожи на песни, которые звучат по радио.

Мэри Готи (слева) и Джейсон Блюм (справа)


Когда я встретился с музыкальным издателем, он предложил мне переписать мою песню в стиле кантри. После семи перезаписей — и семи новых демок — он отправил эту песню в свой офис в Нэшвилле. Они записали её с новым исполнителем как сингл. Эта песня не принесла мне много денег, зато открыла двери для сотрудничества с профессионалами, работавшими в том издательстве. Это случилось через семь с половиной лет после того, как я переехал в Лос-Анджелес, чтобы стать «сенсацией».

Пока моя песня крутилась в чартах, я поехал в Нэшвилл за новыми связями и коллаборациями. Одну мою песню, написанную в Pro Writer, записала группа суперзвезд через 3,5 года после того как мы её создали. Издатель моего соавтора помог нам с продвижением этой песни. Это изменило мою жизнь.


В одночасье все двери стали для меня открыты, я подписал новый контракт. Это случилось спустя 11 лет после того, как я решил переехать в Лос-Анджелес и стать профессиональным сонграйтером».

Советы Джейсона Блюма:

  • Определите свои слабые стороны и поработайте над ними. Например, вы сильный автор текстов, но вам не удаются мелодии? Если да, то найдите в своём расписании специальное время для написания мелодий или найдите соавтора.
  • Выясните какие приёмы работают. Анализируйте мелодии и тексты своих любимых песен. Поместите их под микроскоп и изучите их гармонию, структуру, лирику,мелодии.
  • Если вы пишете для других артистов, а не для себя и своей группы, обязательно изучите их творчество. Точно так же надо знать какие песни сейчас пользуются успехом. Вы не достигните коммерческого успеха если будете писать в стилях, которые уже вышли из моды (например ваши любимые со старшей школы хиты).
  • Пишите, пишите, пишите. Не ждите, что ваши первые песни сразу выстрелят. Это похоже на развитие мускулатуры: вам нужно постоянно продолжать работать. Некоторые говорят: «Ваши первые пятьдесят песен — это только практика».
  • Ходите на мероприятия, где сможете пообщаться с другими сонграйтерами.
  • И, конечно же, прочтите мои книги «6 шагов к успеху в написании песен» и «Песенный бизнес» — и послушайте все мои обучающие диски ;-)
Джейсон Блюм, фото с facebook.com

Как я могу улучшить свои песни, сделать их безупречными?

Очень многие думают, что их песни великолепны, что им уже нечему учиться. Надо показывать свои песни людям, которые в этом что-то понимают. Хотя новички нечасто это делают.

На самом деле невероятно сложно написать песню, которую полюбят миллионы и которая будет постоянно крутиться у всех в голове. Если бы это было легко, мы бы давно все стали миллионерами.

Как долго человек должен продолжать писать песни, если он ничего этим не зарабатывает?

Нет никакой гарантии, что вы когда-нибудь что-нибудь заработаете своим творчеством. Я уже 20 лет преподаю сонграйтинг, пишу об этом книги, выпускаю обучающие диски. У меня были тысячи учеников. Пятеро из них написали песни, которые заняли первые места в хит-парадах. Некоторые тоже добились значительных успехов.

Но подавляющее большинство продолжают ходить на свою обычную работу. Мне кажется,меньше чем за пять лет прийти к успеху практически невозможно. Десять лет это уже более правдоподобно. Если вы очень увлечены написанием песен, дайте себе 100 лет на то чтобы получить признание.

Совершенно естественно порой испытывать разочарование. Но если вы теряете веру в себя, думаете только о том как заработать денег и перестали получать удовольствие от процесса… найдите себе другую цель.

Вы могли бы описать одним словом, что принесло вам успех?

Усидчивость.

Запомните: ваша мама, муж, жена или лучший друг не достаточно квалифицированы чтобы оценивать ваш материал, если конечно они не профессиональные музыкальные издатели ;)

Что бы вы предложили тем кто хочет сделать карьеру сонграйтера?

Просите фидбек у профессионалов до тех пор, пока ваши песни не станут достаточно хороши, чтобы выдержать мощную конкуренцию. Запомните: ваша мама, муж, жена или лучший друг не достаточно квалифицированы чтобы оценивать ваш материал, если конечно они не профессиональные музыкальные издатели ;).

Если вы хотите этим зарабатывать на жизнь, расширяйте свой творческий диапазон, выходите за рамки. У артиста должна быть причина выбрать именно вашу песню из тысячи других.

Пишите достойные вещи, но при этом учитывайте, что они должны быть востребованы на современном коммерческом рынке. Иначе это не принесёт вам доход. Что ещё… будьте готовы к тому что это будет длинный путь и годы отказов.

Какая есть главная ошибка у тех кто только начинает?

Они недооценивают количество времени на то чтобы пробиться и переоценивают свои песни.

Перевод Кардаш А. специально для Formusical.ru

Источник: Careersinmusic.com

Страница может использовать cookie, если необходима аналитика.