Артур Днепровский о создании музыкального шоу для детей на Youtube
News editor 3 октября 2020Продюсер популярных детских каналов на Youtube Артур Днепровский рассказал нам о том, как создавался проект «Кукутики», о настойчивости на пути к цели и о том, что советскому музыкальному наследию давно пора добавить ярких красок и новых песен.
– Артур, расскажите, как появился проект “Кукутики”?
– До старта проекта был год метаний и скитаний. Как продюсер, я понимал, что мне нужен кто-то в партнеры. Сам я не чувствовал достаточно сил и уверенности в том, что в одиночку все могу сделать, ведь “Кукутики” – это пять детей, это песни, это создание своего контента…
Необходимо было найти людей, которые могут взять на себя вопросы работы с детьми. Потому что мы – шоу-бизнесовый проект, так или иначе. Хоть он и для малышей, но это – настоящий шоу-бизнес.
– То есть вам нужна была команда профессионалов?
– Да, я решил искать их в школе детского творчества. Но поскольку мне хотелось сделать современный проект, это должна была быть не обычная музыкальная школа или что-то советского уровня – заскорузлое, скучное, где все учат детей по старым учебникам.
Хотелось что-нибудь такое классное, настоящее, драйвовое. Как у Аллы Духовой, допустим. Но у нее это про танцы, про балет, хоть и не в классическом понимании… Эти рассуждения привели меня в “Республику Kids”. Почему именно туда – есть предыстория.
– И о чем она?
– Второе мое образование – это университет управления по специальности “менеджмент в шоу-бизнесе”. А одним из преподавателей там был Евгений Орлов – достаточно известный во “взрослом” шоу-бизнесе продюсер.
Я рылся в интернете и добрался до информации о том, что у него есть школа “Республика Kids”. Мне потребовался год – без преувеличения – во время которого я туда ездил с настойчивостью носорога: показывал цифры американских и европейских проектов, объясняя, что это круто, это надо делать.
От меня вежливо отмахивались и говорили что-то типа: “Прикольно, но у нас – телевизионные проекты, а Youtube – это что такое? Возня в песочнице”.
– Неужели телевидение все еще так востребовано?
– К примеру, проект “Голос. Дети” затмевает глаза. Для детей, для родителей – попасть на Первый канал – это какой-то Олимп. Что же касается канала на Youtube, то парадокс заключается в том, что хоть миллиард просмотров за ролик набери, это не будет ровней одному эфиру на телевидении.
– По статусу?
– По какому-то мироощущению людей. То есть они, конечно, будут понимать: миллиард просмотров – ого! Выражаясь языком цифр, это куда больше, чем рейтинг телеэфира, но людям нравится, если Первый канал их показал.
Ничего не поделаешь, это эволюционно должно как-то перевариться, люди должны это пережить. Я все понимал, безусловно, ведь сам четыре года занимался телепроизводством – мы делали сериалы для канала Россия.
В общем, очередной мой поход в “Республику Kids” закончился тем, что меня познакомили с моим нынешним партнером Рустамом (Рустам Салахов, креативный продюсер – прим. ред.), который работал там внештатным сотрудником. И с этого момента все началось.
“На наши первые клипы без слез не взглянешь”
– А как появилось название “Кукутики”?
– Название рождалось в виде мозговых штурмов, как это часто делается. Я, кстати, не помню других вариантов. Мы обращались за советом к эксперту, которая консультирует многие мультипликационные компании России.
Спрашивали у нее: “Как тебе – “Кукутики”? Стоит ли этих персонажей брать или других?” И она разнесла в пух и прах нашу идею – вроде и название не фонтан и персонажи странные.
Но я отнесся к критике довольно здраво, ведь у нас не было возможностей вкладывать большие средства в исследования, нанимать экспертов. Решили сделать что-то, условно, на коленке и запустить. Если полетит, то уже более основательно и серьезно подойдем к делу.
Именно по этой причине первый состав “Кукутиков” был очень похож на американский “Клуб Мама Гусыня” (Mother Goose Club).
– Да, похож.
– Ну, это глупо отрицать. Насколько я знаю, у американского проекта корни телевизионные. То есть Mother Goose Club возник как продакшн для какого-то телеканала с присущим для телевидения подходом: с гримом, качественной съемкой – это все изначально дорого и хорошо сделано по сравнению с “Кукутиками”.
У нас же на первые клипы без слез не взглянешь – мы это реально понимаем, как здравомыслящие люди.
– Но главное ведь, что малышам это нравится?
– В этом-то и основная заноза, что в Youtube пару миллионов просмотров набирает контент такого непотребного качества, что у других возникает вопрос: а зачем я сейчас приду в Youtube с нормальным качеством, когда тут кто-то делает полную ерунду, и она 10 миллионов набрала? Это дилемма.
“У нас нет современных детских песен – только советское наследие”
– Что насчет основной концепции шоу “Кукутики”? Какова его миссия?
– Основных миссий две. Первая – делать продукт, независимый от телевидения, потому что в противном случае проекту все диктует телеканал. Ты с поклоном идешь со своим синопсисом к телевизионщикам, они читают, высказывают свое “фи”, и ты многократно ходишь исправлять ошибки.
Мне это, честно говоря, надоело и хотелось обрести свободу делать то, что самому хочется, а не то, что пожелает редактор Мариванна. Поэтому, когда я пришел в X-Media Digital – для меня это была новая веха в жизни, это был невыносимый кайф. Мы делаем то, что сами считаем интересным, и так, как мы это видим.
Вторая миссия – ролики должны быть не только развлекательными, но и развивающими. У каждой песенки найдется свое созидательное зерно: либо это обучение счету, либо цветам, либо типам машинок и тому подобное. То есть они должны что-то рассказывать, а заодно воспитывать хороший музыкальный и литературный вкус у юных зрителей.
– Да и с юмором в ваших роликах все в порядке.
– Я стараюсь делать проекты, которым свойственна легкость, они должны создаваться, как будто бы сами собой. Считается, что если человек встает на свои рельсы, то дальше все идет по накатанной.
Еще одна мысль, не дающая мне покоя уже давно: у нас нет современных детских песен, которые бы знали и пели все, – только советское наследие. Что поют дети, поздравляя друг друга в день рождения – Happy birthday to you? Что поют на Новый год? Вот если сейчас остановить человека на дороге и попросить: “Спой новогоднюю песню!” Что мы услышим?
– “В лесу родилась елочка…”
– Да, вот это правда. Есть классные хиты, но они не приходят первыми на ум. В Америке существует целый культурный пласт – Nursery Rhymes – это все народное творчество, не авторские песни. Достаточно открыть любой американский музыкальный канал для детей, и ты увидишь перепевки одних и тех же песен.
Это пользуется огромным спросом, поскольку многие поколения воспитаны на этих мелодиях. У нас такого нет, вот и возникла идея заполнить данную нишу.
– Вы уже сказали, что первые ваши клипы были очень наивными, но ведь это тоже – опыт. Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о создании этих роликов.
– Первые ролики делали методом проб и ошибок. Рустам, к примеру, сам музыку писал. Это сейчас у нас есть авторы, а поначалу мы просто переводили тексты с английского на русский и адаптировали их. Песня “” переложена с английского варианта Itsy Bitsy Spider.
–Довольно мило получилось, по-моему. А как первую песню создавали?
– Мы размышляли о том, с чего начнем, и о чем будут детские песенки. Я предложил Рустаму взять оригинал Wheels On The Bus – известной английской песни: “Давай ее переложим и создадим не просто адаптацию на русский язык, а какую-то более глубокую переработку”.
Так, к концу 2014 года появилась песня. Были текст и музыка, но детей в нашем проекте еще не было. И чтобы времени даром не терять, я придумал: “Можем сделать мультипликационный видеоряд и выложим эту песню на канале TeremokTV, просто чтобы попробовать, как пойдет”.
Этот клип оказался настолько успешным, что в первый же месяц набрал около пяти миллионов просмотров – на тот момент это был самый популярный ролик в русском Youtube.
Примерно в то же время, когда мы набрали детей и уже сняли клип “Машинка” с “Кукутиками”, с нами связались редакторы Comedy Club и пригласили нас в гости.
Мы приехали, и парни из группы USB абсолютно искренне, как мне показалось, сказали, что считают Тимати звездой Youtube, у которого по три-пять миллионов просмотров, и это круто, но потом они наткнулись на песенку “Машинка” с просмотрами на тот момент около 20 миллионов и… офигели. Нас попросили сделать этой песни, и мы сами создали для них анимацию.
– Очень интересная история. Кто сейчас пишет тексты “Кукутикам”?
– Мы довольно быстро поняли, что авторы нужны, и без них нам не справиться. Первый наш профессиональный автор – Настя Трофимова, она до сих пор для нас пишет. Все наши авторы – филологи.
– А как у вас проходил кастинг детей? Как находили претендентов?
– Первый кастинг был сложный, поскольку о проекте еще никто не знал. Сейчас уже проще, потому что у “Кукутиков” есть медийное имя: можно зайти на Youtube, увидеть количество просмотров, сильно удивиться этому и захотеть попасть в команду. А тогда мы кинули клич в какие-то группы ВКонтактеив школы детского творчества.
– Какие требования предъявляли участникам?
–В основном выбирали исходя из продюсерского чутья. Если как-то формализовать это в слова, то ребенок должен быть фактурный – киногеничный.
Бывает так, что воочию внешность кажется интересной, а на видео теряется весь шарм. Или включаешь камеру, а человек и двух слов связать не может. У нас надо уметь хорошо говорить, фонтанировать. Ну, и базовые вещи – ребенок должен уметь петь и танцевать.
Сейчас стараемся обходиться без кастингов. Первый состав был собран без четкого понимания, как мы все это видим, каким критериям должен соответствовать каждый Кукутик, поэтому многие участники быстро сменились.
Тот состав, который сейчас у нас работает, мы считаем идеально подходящим. Надеюсь, что потребности искать кого-то нового не будет год минимум.
– Какой возраст у вашей аудитории?
– Ядро нашей аудитории – возраст от 0 до 3 лет. У этого есть определенные причины: мы хотим ориентировать наш проект на самых маленьких зрителей, которые готовы пересматривать ролики многократно в течение полугода. То есть – та же аудитория, с которой работают “Маша и Медведь”.
К примеру, если говорить о “Фиксиках” – не менее, я считаю, талантливых и гениальных, – то у них скромнее цифры по просмотрам лишь потому, что этот мультсериал ориентирован на более взрослую аудиторию.
До четырех лет дети готовы пересматривать один ролик много раз, а после четырех, условно, такой потребности нет. А мы зарабатываем на количестве просмотров, поэтому этот нюанс крайне важен для нас.
Интервью провела Вилена Котова.
Фото автора.
Источник: mamsila.ru