Переосмысление классики
Екатерина Герасимова 9 апреля 2016Концерты классической музыки часто воспринимаются обывателями как краткосрочное добровольное тюремное заключение. Слушатели даже готовы подписать любой договор, который бы перенес их куда подальше от кресла, к которому они чувствуют себя привязанными.
Это было мое мнение относительно аудитории, собравшейся на недавно прошедшем концерте Davy Jones' Locker. Это было ответом на вопрос о том, почему я начала цикл гостевых концертов и почему акцент делался все-таки на живых композиторов. Затем я пошла дальше и решила добавить в новые программы незнакомые произведения.
Я убеждена, что проблема кроется в отсутствии демократичности в концертных залах. Мы жаждем аплодировать, но только если мы действительно чувствовали общность с ситуацией и окружающими. Поскольку границы между музыкальными жанрами становятся все более размытым, то наше чувство музыки оказывается под растущим давлением церкви, известной современной классической музыкой, и мы начинаем терять поклонников. Таким образом, это же явление может направлять аудиторию к творчеству современных композиторов, но только тогда, когда мы разрушим границу наследия.
Сейчас мы пытаемся спровоцировать любопытство и интерес к современному искусству и, в частности, к новой музыке. Я предлагаю ознакомиться с моими тремя основными предположениями, которые могут оказать влияние на взаимодействие зрителей 21-го века с музыкой и искусством:
«Я капитан моей культурной экспедиции». Несколько лет назад в кафе в обеденное время была проведена серия экспериментов, где посетителям предлагалось самим себе выбрать особый «маршрут» по выставке блюд. На выбор было несколько вариантов, например, «Романтический Перерыв на обед», «Изматывающая пятница» и т.д. Сработало это блестяще, потому что каждый посетитель смог выбрать именно то, что ему понравилось больше всего.
«Я довольно творческая натура». Давайте смотреть правде в глаза, мы не можем создать достаточное количество необходимых нам платформ для творчества. Я думаю, что свободный доступ желающих к участию в творчестве будет способствовать привлечению аудитории, которая может сама делать свой выбор и стать более предприимчивой.
«Об этом хорошо говорить». Мы желаем говорить, обмениваться информацией, общаться. И сейчас можно говорить практически обо всем. Это, безусловно, одна из лучших и, одновременно, худших возможностей 21 века. В то время как есть условная свобода слова, охватывающая концертный зал, она реализована только в рамках определенной формы. Современная классическая музыка унаследовала скудность беседы, мало обсуждается обществом в отличие от изобразительного искусства. И в настоящее время мы пожинаем плоды этого долгого молчания между исполнителем и аудиторией.
Вы согласны со мной, что принципы демократизации уместны и нужны в 21-м веке? Думайте о том, какой бы творческий вклад могла бы внести аудитория в ваши мероприятия. Опирайтесь на их знания и интерес.
Tania Holland Williams - оперная певица, продюсер и режиссер.