Почему нельзя учиться насильно?
Екатерина Герасимова 1 октября 2016Как найти в себе силы изучать что-то новое и что такое внутренняя мотивация? Давайте выясним, насколько наше мышление пластично, и как воспитать в себе полезные привычки.
Джек Керуак, американский писатель, в одном из своих романов писал о том, что его интересуют те люди, что мечтают всегда узнавать что-то новое, бешено любят жизнь, мечтают иметь все и сразу, не скучают и постоянно «горят». Что же это за люди?
На самом деле такой человек живет внутри каждого из нас. А для того, чтобы постоянно «гореть» и озарять всех своим светом, ему нужна лишь постоянная внутренняя мотивация и правильные привычки.
Уникальная способность мозга
Наш мозг уникален, он обладает особым свойством, которое носит название «нейропластичность». Это такая функция, что позволяет ему по мере необходимости перепрограммироваться. Способность эту уже давно выявили различные ученые. Доказательством ее существования может послужить один медицинский случай: Грейс Вельберг страдала эпилепсией в тяжелой форме, и ей назначили серьезную операцию на мозге. Врачи удалили левое полушарие, однако вскоре после хирургического вмешательства правое полушарие стало восстанавливать функции, которые были утеряны вместе с удаленным левым. Благодаря этому женщина смогла даже выйти из парализованного состояния.
Наш мозг — это особый компьютер, который имеет около 100 миллиардов нейронов. И только представьте, какое огромное количество всевозможных структур способна обработать такая система. Мозг ребенка легко образует до 700 новых связей в одну лишь секунду. Это доказывает, что человеческий мозг — одно из самых совершенных и сложных «устройств» во вселенной.
Что такое привычки?
За время всей своей жизни человек вырабатывает массу привычек. Многие вещи на самом деле мы делаем практически на автопилоте. Выучив грамоту и правильную постановку рук, мы пишем текст, даже не задумываясь о том, как выглядит та или иная буква. В видео ниже продемонстрировано, как проходят сигналы, которые передает наш мозг постоянно.
Чарлз Дахигг, автор книги «Сила привычки», построил особую концепцию, касающуюся привычек. Как только человек попадает в непривычную ситуацию, его мозг начинает работать в высокочастотном режиме. А вот когда наш головной компьютер понимает, что ситуация повторяется уже неоднократно, он формирует привычку. Это необходимо для того, чтобы ускорить и автоматизировать действия, которые необходимо совершить в тот или иной момент. Делается это с целью экономии энергии.
Привычка формируется в течение 21-254 дней и зависит от особенностей человеческого характера и усилий, прилагаемых к этому. Зато если привычка сформировалась, то она останется в памяти навсегда. Например, раз научившийся кататься на велосипеде человек уже никогда не забудет, как это делается.
Как бы там ни было, привычки на самом деле довольно нелегки в приобретении. Например, тяжело приучить себя вставать в 6 утра. Но если это все-таки войдет в привычку, то вы поймете, что у вас появляется еще 2 часа свободного времени в день. Разве это не плюс?
Создатель комиксов про приключения в офисе Скотт Адамс говорит, что он всегда искал тех людей, что живут или стремятся жить в системе, а не тех, что стремятся к цели. «Системники» видят окружающий мир лучше и являются более успешными в жизни.
Тем, кто учится насильно, жить тяжелее
В нормальном восприятии обучение доставляет такое же удовольствие как и прослушивание музыки. Когда вы включаете любимую песню, вы полностью погружаетесь в ее ритм, переливы, вслушиваетесь в вокал. С учением должно быть то же самое. Если же вы начинаете процесс учебы с мысли: «Ну что ж, пора приступать к изучению чего-то нового», то вы рискуете застрять в стадии прокрастинации. То есть вы будете постоянно искать что-то, что позволит вам отвлечься от процесса.
Дайте вспомним и развеем несколько известных заблуждений о процессе обучение:
- На самом деле вы используете гораздо больше, чем 10% мозга во время обучения.
- Мозг не делится на логическое левое и творческое правое полушария, он – единое целое.
- Разных стилей обучения не бывает.
К сожалению, вся система образования пока что полна старых догм и не предлагает практики. На самом деле ученики не должны бояться ошибаться и пробовать что-то новое. Как сказал ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс, образование — это не наполнение сосуда, а зажигание огня.
Задумайтесь: нежелание учиться появляется у человека тогда, когда нам приходится учиться, когда нас заставляют. И из-за этого пропадает интерес к предмету. И нами движет лишь внешняя мотивация: например, получить хорошую оценку. А такой мотивации сопутствует прокрастинация.
Американцы как-то провели исследование, которое доказало, что более 70% студентов во время учебы пытаются отвлечься различными способами: читают книги, убираются в комнате, едят, слушают музыку и т.д. Они попросту тратят зря то время, что могли бы использовать на изучение чего-то, им интересного.
У внешней мотивации есть и другие, более серьезные отрицательные эффекты, которые появятся позже. А чувство неудовольствия от учебы делает процесс обучения болезненным и неприятным. Мы начинаем прикрывать отсутствие мотивации врожденным отсутствием способностей и т.д. и стараемся избегать ненавистной учебы. Хуже всего приходится тем, кто упорно и долго заставляет себя учиться.
Если заглянуть за кулисы жизни блестящего студента, то в большинстве случаев мы найдем там страх, депрессию, боль, тревогу, опустошенность. Принудительное обучение приводит человека к психологическому стрессу, чем окончательно глушит в нем внутренний двигатель.
Как же правильно и без насилия формировать в себе полезные навыки и привычки и сохранить их надолго?
Не усердствуйте, а лучше впитывайте знания
Успех обучения в первую очередь зависит от вашей увлеченности процессом и от вашего психологического состояния, частоты повторения материала, от окружения и, конечно, структуры обучения. Как же можно соединить все вышеперечисленное воедино и использовать это полностью?
Изменяя сознание, вы строите большее количество связей между различными явлениями. Порой, чтобы разбудить мозг и оживить внутренний двигатель, достаточно просто сменить музыку или скорректировать расписание. Дональд Хебб, нейропсихолог, так объясняет этот принцип: две разных клетки, которые одновременно и периодически переходят в активное состояние, ассоциативно связываются друг с другом, и в итоге активность одной из них побуждает к активности и другую.
Строить успешное обучение следует на биологически сильных сторонах. Группа ученых сейчас работает над алгоритмами, которые способны повторить способности человеческого мозга к учению. Новые знания, полученные благодаря исследованиям, смогут объяснить, как работает мозг, как человек осмысливает новые данные. Профессор одного из университетов Нью-Йорка Гэри Маркус говорит о машинном обучении. То есть компьютер, столкнувшись с большой группой данных, начнет их формировать в особые группы. Точно так же, как ребенок будет сортировать игрушки по цвету, размеру или другим качествам. Исследователи, работающие над изучением алгоритмов, говорят , что их компьютеры начинают изучать группы данных, начиная с низких уровней и заканчивая высокими. То есть, например, начинают с букв, а заканчивают словами.
Человеческий мозг также работает по иерархическому принципу. Он разбивает поток информации на кластеры, строит между ними связи и начинает их изучать в особом порядке.
Автор особой методики запоминания «карта ума» Тони Бьюзен говорит, что очень важно использовать образы и категоризацию для правильного и успешного обучения. На самом деле люди, чья память нам кажется уникальной и неповторимой, используют технику «дворца памяти», то есть населяют воображаемый дворец различными, порой абсурдными, образами, связанными с определенным явлением. Именно на этом принципе и построены многие обучающие инструменты в известных академиях.
Самая главная ошибка
В чем же заключается самая главная ошибка каждого ученика? Дело в том, что мы слишком много внимания уделяем процессу получения информации, а не тому, чтобы ее удержать в голове. На самом деле более 70% учебного времени следует уделять именно закреплению материала, а остатки — уже его получению. Таким образом новая информация запомнится надолго, особенно если увеличивать периоды между повторениями. Проходите тесты для самопроверки, и тогда извлечение нужной информации из памяти будет происходить естественным образом.
Также одной из успешных техник для обучения — это расслабленное мышление. Вспомните, ведь неоднократно случалось и с вами, что моменты озарения наступали тогда, когда вы находитесь в отпуске или хорошо выспались. Научитесь отпускать мысли в свободный полет, тем самым вы активируете больше связей в мозге и получите новые идеи.
Именно поэтому те, кто заставляет себя учиться, на самом деле могут прокорпеть долгие часы над заданием и не получить результата. Просто-напросто они слишком поглощены достижением цели и забывают о естественном процессе познания.
Природная мотивация – наше все
Дэниел Пинк, автор трудов по мотивации человека, говорит, что на самом деле принцип кнута и пряника приносит слишком мало пользы, и от него гораздо больше вреда. Если вы отрицаете принципы природной мотивации — а это осмысленность, мастерство и независимость – то кнут и пряник очень сильно ограничат вас в достижениях.
Выделяют три основных компонента внутренней мотивации: желание стать самостоятельным, быть специалистом в своей сфере, создать что-то полезное и интересное. На самом деле эти желания очень близки к понятию счастья. Мы знаем, что нам надо для его воплощения, но мы не умеем его претворять в жизнь. К сожалению, люди часто боятся следовать совей интуиции, оставаясь зависимыми от внешней мотивации, при этом стараясь оправдать не свои, а чужие ожидания.
Повысить внешнюю мотивацию можно двумя способами — это увеличить психологическое давление и нарастить статус при помощи вещей и объектов. А вот поднять уровень внутренней мотивации можно только одним способом — это делать то, что нравится. Притом делать это с увлечением и влиять на других.
Самый сложный этап — это вырасти до такого состояния, когда вы сможете относиться к себе спокойно. Добиться этого можно при помощи медитаций и изучения философии Востока.
Учеба по принуждению — это порочная практика, которая, конечно, дает результаты, но кратковременные, и в долгосрочной перспективе оборачивается неудовлетворенностью, нервами, стрессами и прочими неприятностями. Чтобы успешно учиться и развивать себя, нужно изучить хотя бы общую информацию о формировании правильных привычек и заняться ими.