Шоу-бизнес: прогноз на 2020 год
News editor 15 января 2020Изучив главные тенденции уходящего года в музыкальной индустрии, Борис Барабанов составил десять предсказаний на 2020-й.
Звезды продолжат молодеть
Современные технологии настолько сократили расстояние от первой сессии в garage band до первой Grammy, что шестикратно номинированная на Grammy в возрасте 17 лет Билли Айлиш теперь — нормальное явление. У 17-летней певицы IV Jay уже год как контракт с Atlantic Records, бит для хита Лил Нэз Экса «Old Town Road» парень по имени YoungKio сочинил в возрасте 16 лет, а мексиканская певица Анжела Агуилар получила номинацию на Grammy в 15. Отечественная сцена тоже молодеет, но пока не так стремительно. Популярному рэперу Thrill Pill 19 лет, и это скорее исключение из правил. Остальные молодые звезды — Эрика Лундмоен, Шарлот, Niletto и др.— годятся ему в старшие братья и сестры.
Ранние смерти рэперов останутся в тренде
Рэперы Juice WRLD и Bvlly, ушедшие из жизни в декабре 2019-го в возрасте соответственно 21 и 24 года, продолжили печальный список, в котором — Тентасьон (умер в 20 лет), Лил Пип (21) и Мак Миллер (26). Отчасти это произошло по причине, изложенной в предыдущем пункте. Артисты рано начинают создавать музыку, быстро разбираются в способах ее доставки слушателю, стремительно врываются в чарты, а вместе со славой приходят все сопутствующие ей соблазны и риски.
Spotify откроется в России
На протяжении последних лет шведская цифровая платформа Spotify несколько раз пыталась выйти на российский рынок, и, вероятно, в 2020-м ее плей-листы наконец-то станут доступны и здесь. Российский офис Spotify уже работает. На других территориях Spotify появлялась первой из цифровых музыкальных сервисов, а уже за ней шли iTunes, Deezer и пр. В России — наоборот. Spotify приходит на рынок, на котором уже есть не только Apple Music и Google Play, но и сильные локальные игроки — «Яндекс.Музыка» и VK. О рекламной кампании Spotify в России толком ничего не известно, игроки замерли в предвкушении нестандартных ходов.
Михаил Гуцериев останется на вершине русского шоу-бизнеса
Постоянной авторитетной величиной на российском рынке популярной музыки на протяжении 2019 года оставался Михаил Гуцериев, предприниматель, чьи интересы охватывают самые разные сферы, в том числе и музыкальные медиа — радиостанции и телеканалы. Песни на стихи господина Гуцериева входят в репертуар большинства поп-звезд. Позиции бизнесмена столь сильны, что даже в полных скандальных подробностей открытых письмах продюсеров Игоря Крутого и Владимира Киселева, которые обсуждала вся музыкальная общественность, имя Гуцериева упоминалось исключительно в уважительном ключе. В конце 2019 года в доме Михаила Гуцериева и ряде его компаний прошли обыски, пресса сообщила о возбуждении уголовного дела по факту контрабанды нефти в Европу одной из компаний сына Гуцериева Саида. Пока ничто не указывает на то, что эта ситуация способна повлиять на позиции Гуцериева в музыкальной индустрии.
Кальян-рэп выйдет из моды
Эксперты музыкальной индустрии предсказывают закат кальян-рэпа — стиля, в котором сочетаются хип-хоп, поп-музыка и шансон и с которым знаком, вероятно, любой, кто пользовался такси. Авторам хитовых треков с припевами в духе «Виски-кола — королева танцпола» звукозаписывающие компании выплачивали астрономические гонорары, но мода, похоже, идет на убыль. Хотя в среде мигрантов из Средней Азии и гостей с Северного Кавказа эта музыка, скорее всего, сохранит свои позиции.
Шоу-бизнес повернется лицом к «следующему миллиарду»
Кальян-рэп — российская версия кросскультурализма, который критики считают одним из главных трендов на европейском музыкальном рынке. Европейские и североамериканские меломаны уже полностью обслужены цифровыми площадками и современными музыкальными медиа, и «следующий миллиард пользователей» явно живет в Индии, Африке и Азии, причем необязательно в развитых модных мегаполисах. Соответственно, индустрии придется учитывать его вкусы и традиции. В конечном счете феномен песен «Despacito» или «Плакала» связан именно с этим «следующим миллиардом».
Искусственный интеллект напишет новые песни
В 2016 году появление альбома «Нейронная оборона», созданного нейросетью, казалось странным курьезом цифровой эпохи. 27 марта 2019 года компания Warner Music заключила первый в истории контракт с исполнителем-алгоритмом Endel, создающим музыкальные композиции под настроение пользователя в текущий момент. Endel разработан одноименным стартапом, сооснователем и исполнительным директором которого выступает игровой журналист из России Олег Ставицкий. Позже, уже ближе к концу года, Нику Кейву пришлось написать пространный ответ одному из своих поклонников, задавшему в соцсети вопрос «Сможет ли искусственный интеллект написать хорошую песню?». Ответ музыканта: «Искусственный интеллект мог бы написать хорошую песню, но не великую».
В 2020-м в России будут петь по-русски
В 2019 году большие рекорд-компании искали для российского рынка хиты на русском языке. Несмотря на феноменальный успех англоязычных треков украинки Maruv и россиянки Zivert, высокие результаты исполнителей русского рэпа в чартах заставляют продюсеров сканировать интернет в поисках самородков, способных говорить с отечественной аудиторией на ее родном языке. Музыканты, которые до недавнего времени утверждали, что просто не в состоянии писать по-русски, вынуждены «переобуваться» в отечественное и нести на лейблы русский материал.
TikTok будет рулить
В 2020 году стоит ждать развития новых каналов распространения и представления музыки. Главные хиты 2019 года — «Old Town Road» Lil Nas X и «Truth Hurts» Lizzo — пробились к аудитории через популярную у подростков соцсеть TikTok. В России есть целые агентства, предлагающие продвинуть песни через TikTok за весьма существенную мзду. TikTok изменила отношение к самому понятию «хит». Если у пользователя есть возможность самостоятельно трансформировать оригинальное произведение, создавая на его основе кавер-версии и мемы, то кто тогда делает хит хитом — автор или его фанат?
Концерты будут проходить на киноэкранах и в видеоиграх
К 2019 году однодневные показы концертных и документальных фильмов в кинотеатрах стали обыденностью. В России, например, на один день вышли в прокат фильмы о Depeche Mode и Gorillaz. Логично предположить, что не за горами прямые трансляции в кинотеатрах, как это уже происходит с театральными и оперными постановками. Но самое захватывающее — это концерты в компьютерных играх. В феврале 2019 года 10 млн зрителей собрало выступление электронного музыканта Marshmello в игре «Fortnight», а рок-группа Korn в августе выступила в «AdventureQuest». Поклонники все еще хотят слушать своих кумиров в хорошей компании, однако теперь они могут собраться не только на стадионе, но и в кинотеатре или виртуальном концертном зале.
Авторы: Борис Барабанов