Заявки до 10.04.2017 года
Екатерина Герасимова 1 ноября 2016С декабря 2016 по апрель 2017 года пройдет конкурс Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу. Тема: «Фортепианное трио в музыке XIX века: жанр, форма, тембровая драматургия». Заявки до 10 апреля 2017 года.
Конкурс носит имя Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) — выдающегося отечественного музыковеда, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков, Заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской–Петербургской консерватории.
Порядок проведения:
Конкурс проходит в Санкт-Петербургской консерватории в заочной форме в один тур.
В конкурсе могут принимать участие учащиеся II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных и музыкально-педагогических колледжей (училищ), средних специальных музыкальных школ (с десяти- или одиннадцатилетним сроком обучения).
Итоги конкурса будут объявлены 20 мая 2017 года.
Участники, занявшие I, II, III места, награждаются дипломами и призами.
Жюри:
- Председатель жюри конкурса — проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, доцент Н. А. Брагинская.
- Председатель Оргкомитета конкурса — кандидат искусствоведения, доцент В. В. Горячих, заместитель председателя – кандидат искусствоведения, доцент Н. Ю. Афонина.
Условия:
На конкурс принимаются работы, посвященные анализу произведений композиторов XIX века (Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, К. Сен-Санса, Г. Форе, С. Франка, М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова и других) в жанре фортепианного трио со струнными и/или с духовыми инструментами. Возможен анализ как одной части (в контексте цикла), так и произведения в целом.
В соответствии с темой конкурса желателен акцент на выявлении жанровых признаков фортепианного трио, таких как: связи тематизма и музыкальной формы избранного сочинения с тембровой драматургией, специфика взаимодействия инструментов. В анализе рекомендуется учитывать положения, сформулированные в работах Е. А. Ручьевской (их примерный перечень см. ниже).
Работа должна продемонстрировать такие качества конкурсанта как музыкальность, умение раскрыть образный план, жанровые и стилевые черты произведения, профессионально аргументировать свои мысли аналитическими наблюдениями.
Работы могут быть выполнены как под руководством педагога, так и самостоятельно.
Требования к тексту работ:
- Объем работы – 10-14 страниц компьютерного текста (не более 35 тыс. знаков), кегль 14, с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman. Рисунки, таблицы и нотные примеры в указанный объем не входят.
- На титульной странице в обязательном порядке указываются: тема работы, ФИО автора (полностью), название учебного заведения, отделение, курс; домашний почтовый адрес (с индексом), телефон, e-mail.
- В случае выполнения работы под руководством педагога указываются: ФИО педагога (полностью), должность, ученая степень, ученое звание, e-mail.
- Список использованной литературы приводится в конце работы.
- Нотные примеры можно размещать как в основном тексте, так и в приложении.
- NB: работы без нотных примеров, либо указывающие вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов, на конкурс не принимаются и не рассматриваются.
- Цитирование научной литературы и других источников должно сопровождаться соответствующими ссылками и сносками. При обнаружении случаев некорректного заимствования научных текстов работа снимается с конкурса.
Краткий список рекомендованных работ Е. А. Ручьевской:
- Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998; 2-е изд.: СПб., 2002.
- Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет: в 2-х т. Т. I. СПб., 2011. С. 291–320.
- Ручьевская Е., Кузьмина Н. Цикл как жанр и форма // Форма и стиль: Сб. научных трудов. Ч. 2. Л., 1990. С. 129–174; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. I. С. 456–486.
- Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л., 1977.
- Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ // В. А. Цуккерман. Музыкант, ученый, человек: статьи, воспоминания, материалы / Отв. ред. Г. Л. Головинский. М., 1994. С. 42–57; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. Т. I. С. 273–285.
Также рекомендуются соответствующие главы учебных пособий по анализу и истории музыки, разделы монографий о творчестве избранного композитора, различные статьи и исследования, посвященные инструментальной, в том числе камерной музыке композиторов XIX века, например:
- Асафьев Б. Русская музыка от начала XIX столетия. М.-Л., 1930; переизд.: Л., 1968.
- Бондурянский А. Фортепианные трио Иоганнеса Брамса: проблемы интерпретации. М., 1986.
- Бялый И.Е. Из Истории фортепианного трио: генезис и становление жанра. М., 1989.
- Гайдамович Т.А. Русское фортепианное трио: История жанра. Вопросы интерпретации. М., 1993; М., 2005.
- Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении // Музыкальное исполнительство. Вып. 9. М., 1976. С. 118–123.
- Моисеев Г. Трио П. И. Чайковского «Памяти великого художника»: Опыт анализа художественной концепции. М., 2005.
- Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М., 1961.
- Ступель А. В мире камерной музыки. Л., 1970.
- Цуккерман В.А. Тембр и фактура // Советская музыка. 1969. № 3. С. 45–52.
Работы присылаются не позднее 10 апреля 2017 года в электронном виде по электронному адресу: analiz@conservatory.ru, либо по почте, по адресу: 190000, Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2. Проректору СПбГК по научной работе Н. А. Брагинской.
Контакты:
По всем вопросам, касающимся условий и проведения конкурса, обращаться к председателю оргкомитета конкурса Горячих Владимиру Владимировичу (e-mail: goryachih@mail.ru) или зам. председателя оргкомитета Афониной Нине Юрьевне (e-mail: music73@rambler.ru).
Сайт: http://www.conservatory.ru/node/4020