Десять веков западноевропейской музыки

Поделиться, сохранить:

Санкт-Петербург | 19 сентября стартует курс «Десять веков западноевропейской музыки: от григорианского хорала до "Новой венской школы"». Курс музыкального критика Гюляры Садых-Заде познакомит вас с десятивековой историей западноевропейской музыки — от раннего средневековья до середины ХХ века.

Темы лекций от Гюляры Садых-Заде:

  • 19 сентября — Музыка средневековья. Возникновение григорианского хорала и канона мессы (Ordinarium и Proprium). Антифоны и респонсории. Тропы и секвенции. Переход от монодии к полифонии. Школа Нотр-Дам и ранние органумы Леонина и Перотина. Средневековые теории музыки: от Августина до Гвидо Аретинского. Космогония и картина мира средневекового человека. Мотеты, кондукты и эстампи
  • 22 сентября — Предчувствие Ренессанса. Стиль Ars Nova и Гийом де Машо. Бургундская школа и Гийом Дюфаи. Фламандская школа строгого стиля: Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт. Появление имитационной техники полифонического письма. Баллады и баллаты. Крестовые походы и их влияние на становление светской музыкальной традиции в Европе. Возникновение светского музыкального инструментария. Поэтический строй и жанры светского музыкального искусства. Поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров. Карнавальная культура плебса и куртуазная придворная культура. Танцы и лютневая музыка.
  • 26 сентября — Высокое Возрождение. Музыка высокого Возрождения: мессы Жоскена Депре и Джованни Палестрины. Мадригалы Луки Маренцио и Джезуальдо ди Венозы. Жанр канцоны и церковной сонаты. Музыка английских вёрджиналистов: Уильям Бёрд и Джайлс Фарнеби. Паваны, гальярды и вариации. Английские бэллет (ит. – balletto). Расцвет светской придворной музыки при дворах во Флоренции, Мантуе, Ферраре и Риме. Канцоны, страмболы, вилланеллы и фроттолы. Инструментарий и манеры исполнения. Ренессансные представления о гармонии в трактатах Царлино, Салинаса и Глареана. Гармония сфер и музыка ангелов.
  • 28 сентября — Рождение оперы. Идеи Флорентийской камераты, «новая античность» и первые оперы Пери и Каччини. Оперы Монтеверди «Орфей», «Возвращение Улисса» и «Коронация Поппеи». Многохорный стиль венецианских мастеров: Андреа и Джованни Габриэли. Генри Пёрселл: «Дидона и Эней», «Королева фей» и музыка в английском драматическом театре. Оперы-балеты Жана Батиста Люлли. Итальянская и французская увертюры. Английские граунды и немецкие токкаты. Французские клавесинисты: Шамбоньер и Франсуа Куперен.
  • 3 октября — Музыка эпохи реформации. Оратории, духовные кантаты и мадригалы Шютца. Ричеркары и возникновение жанра танцевальной сюиты. Расцвет локальных органных школ: Свелинк и Фрескобальди. Великие предшественники Баха – композиторы-органисты Фробергер, Пахельбель, Бём и Букстехуде. Кантаты северной школы. Идея мировой гармонии в трудах Кеплера. Учение об аффектах и музыкальная риторика.
  • 5 октября — Между барокко и классицизмом. Завершитель эпохи: Иоганн Себастьян Бах. От Эйзенаха – до Лейпцига. Биография, облик, сущность, характер, семья. Протестантская этика как жизненный стержень. «Не ручей – но море должно быть его имя». Баховская полифония — вершина свободного стиля. Вертикаль и горизонталь. Органные прелюдии и клавирные сочинения: инвенции, «Хорошо темперированный клавир», Английские и Французские сюиты, инструментальные сонаты, Бранденбургские концерты. Кантаты и Пассионы. «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги». Месса си минор.
  • 10 октября — Фридрих Гендель. Между Германией и Британией. Ораториальное творчество: «Мессия», «Илия», «Израиль в Египте», «Саул». Оперы-seria «Юлий Цезарь в Египте», «Роделинда», «Ариодант», «Ксеркс», «Орландо», «Альчина», «Тамерлан». Жанр Concerto grosso и «Музыка на воде».
  • 12 октября — Век Просвещения. Учение о гармонии Жана-Филиппа Рамо. Опера-балет Рамо «Галантные Индии» и лирическая комедия «Платея». Возникновение жанров опера-seria и опера-buffa. Оперные либретто Метастазио и Кальцабиджи. Споры об опере и «война буффонов». Музыкальная эстетика Жан-Жака Руссо. Оперная реформа Глюка: от «Орфея» до «Ифигении в Тавриде». Борьба «глюкистов» и «пиччинистов».
  • 17 октября — Венский классицизм. Влияние падре Мартини на кристаллизацию классицисткого стиля. Ученики падре Мартини: Иоганн Кристиан Бах (известный как «лондонский» или «миланский» Бах, 11-й сын И.С. Баха), Йомелли, Максим Березовский и Вольфганг Амадей Моцарт. Формирование симфонического цикла и смена жанровой иерархии в XVIII веке. Оркестр как общественный инструмент. Симфонический цикл как модель человеческой личности. Универсальный язык и всеобщие ценности австро-немецкого классицизма. Соразмерность, ясность, объективность – три столпа классицистского стиля. Мангеймская школа: Стамиц и Каннабих.
  • 19 октября — Йозеф Гайдн. На службе у князей Эстерхази. Мировоззрение, биография, эстетика. Ранние симфонии и инструментальные концерты. «Лондонские симфонии», оратории «Сотворение мира» и «Времена года», струнные квартеты и клавирные сонаты. Оперное творчество.
  • 24 октября — Вольфганг Амадей Моцарт. Зальцбург. Семья и влияние отца. Детство и европейские гастроли. Ранние оперы. Вена и женитьба на Констанце. Зингшпиль «Похищение из сераля». Оперы-seria «Митридат, царь Понта», «Идоменей, царь Критский» и «Милосердие Тита». Зрелый стиль: оперная трилогия на либретто Да Понте: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все». Масонские символы «Волшебной флейты». Симфонии и клавирные сонаты. Месса и Реквием. Моцарт и Сальери. Зюсмайер и Констанца.
  • 26 октября — Людвиг ван Бетховен. Траектория жизни. Биография и характер. Глухота. Неосуществленная любовь. Наполеоновские войны и революционный порыв. Три периода творчества. Сонатно-симфонический цикл и его трансформация в творчестве Бетховена. 32 фп соната – прорыв за пределы сонатной формы. Девятая симфония: преодолевая границы жанра. Опера «Фиделио». Заглядывая в будущее.
  • 31 октября — Между классицизмом и романтизмом: Франц Шуберт. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Жанр немецкой Lied и немецкая поэзия. Песенный симфонизм и «Неоконченная симфония». Переосмысление сонатно-симфонического цикла и раннеромантическая гармония. Опера «Фьеррабрас». Фортепианные сонаты, инструментальные трио и квартеты.
  • 2 ноября — Немецкий Романтизм: Мендельсон, Шуман, Брамс. Расцвет жанра фортепианной миниатюры. Фортепианные циклы и программность в музыке. Романтическая симфония и ее модификации в творчестве Мендельсона, Шумана и Брамса. Инструментальные концерты и программные увертюры. Литературные корни немецкого музыкального романтизма: Эрнст Теодор Амадей Гофман и Жан-Поль.
  • 7 ноября — Возникновение национальных школ. Волшебство и готические ужастики в немецкой романтической опере: Карл-Мария Вебер и его оперы «Вольный стрелок», «Оберон» и «Эврианта». Ференц Лист, виртуоз рояля. Происхождение, биография, философия. Венгерские мотивы и венгерские рапсодии. «Годы странствий» и песни. Фортепианные концерты, соната и этюды. Программные симфонические поэмы: «Прелюды». Шопен – певец рояля. Происхождение, биография, отношения с Жорж Санд, смерть на Майорке. Жанры фортепианной миниатюры в творчестве Шопена и анализ структурных и ритмических особенностей. Мазурки, прелюдии, этюды, ноктюрны, полонезы, вальсы, сонаты.
  • 9 ноября — Рихард Вагнер: начало. Оперный театр и оперная реформа Рихарда Вагнера. Эволюция стиля и мировоззрения. Влияние Ницше и Шопенгауера. Жизнь и семья, дети и внуки. Лейпциг-Рига-Дрезден-Веймар-Цюрих-Люцерн-Мюнхен-Байройт. Принцип Gesamtkunstwerk – новая идея музыкального театра, как синтеза искусств. Искусственная мифология Вагнера и ее истоки: «Старшая Эдда» и «Песнь о нибелунгах». Первоэлементы и стихии. Ранние романтические оперы «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин».
  • 14 ноября — Рихард Вагнер: «Кольцо нибелунгов» и «Парсифаль». Тетралогия «Кольцо нибелунгов»: Opus magnum Вагнера как метатекст постромантической эпохи. Оркестр Вагнера. Фестиваль Вагнера в Байройте и постройка Фестшпильхауса. Музыка и власть: Людвиг Баварский. Система лейтмотивов и вагнеровская гармония. Любовь-смерть, слитые в единый гештальт: «Тристан-аккорд» и бесконечная мелодия «Тристана и Изольды». В поисках святого Грааля: «Парсифаль».
  • 16 ноября — Австро-немецкий модерн: Рихард Штраус и Густав Малер. «Рихард III»: биография, эстетические взгляды, сотрудничество с Гофмансталем и Стефаном Цвейгом. Связи с нацистской администрацией. Музыкальный символизм «Саломеи», «Электры» и «Женщины без тени». Музыкальный экспрессионизм и постромантическая гармония. Жанровые игры и полистилистика: «Ариадна на Наксосе». Цветущий венский стиль: «Кавалер розы» и «Арабелла». Комические оперы: «Молчаливая женщина». Развитие жанра симфонической программной поэмы: «Дон Жуан», «Смерть и просветление», «Тиль Уленшпигель», «Так говорил Заратустра», «Дон Кихот», «Жизнь героя». Густав Малер, композитор и дирижер. Биография, судьба, характер. Работа в Венской опере. Симфонии и вокально-инструментальные циклы «Волшебный рог мальчика» и «Песни об умерших детях».
  • 21 ноября — Французский импрессионизм: Дебюсси и Равель. Дебюсси и Равель: две стороны музыкального импрессионизма. Фортепианные прелюдии и фортепианные циклы Дебюсси. Циклы «Ночной Гаспар» и «Моя матушка Гусыня» Равеля. Всемирная выставка в Париже и оплодотворяющее влияние экзотических культур на становление стиля импрессионистов. Джаз, явайский гамелан и «китайщина». Переосмысление стиля шинуазери в музыке ХХ века. Симфоническая поэма «Море» Дебюсси. «Болеро» Равеля: баскские и испанские мотивы. Оркестровое письмо, игра фактур и тембров. Оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Испанский час», «Дитя и волшебство» Равеля.
  • 23 ноября — От экспрессионизма к додекафонии. Новая венская школа: Шёнберг, Веберн, Берг. «Просветленная ночь» Шенберга – образец постромантического оркестрового письма. «Лунный Пьеро» и новый прием schprechstimme. Опера «Моисей и Аарон». Инструментальные миниатюры Веберна: спрессованное время. Что такое серия и додекафонный метод композиции. Чем серийная музыка отличается от сериальной. Оперы Альбана Берга «Воццек» и «Лулу» — образец музыкального экспрессионизма. Скрипичный концерт Берга.
  • 28 ноября — От нового варварства к неоклассицизму. Игорь Стравинский – петербургская школа и влияние Римского-Корсакова. «Русские сезоны» в Париже и сотрудничество с Сергеем Дягилевым. Первая фаза становления стиля: архаизация языка и «русский период». Три балета: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Русский европеец. Неоклассицизм Стравинского: «Симфония in C» и «Симфония Псалмов». Траектория жизни: Париж-США. Бела Барток и Золтан Кодаи: становление новой венгерской идентичности. Исследование архаичных пластов венгерского фольклора: секейские песни. Опера Бартока «Замок Герцога Синяя борода» и балет «Чудесный мандарин». Фортепианный цикл «Микрокосм» и фортепианная музыка для детей. Симфонические штудии: «Концерт для оркестра» и инструментальные концерты. Золтан Кодай: педагогическая деятельность и фольклорные полевые исследования. Кружок венгерских интеллектуалов. Опера Золтана Кодаи «Секейская прядильня». Новая венгерская волна: Дьердь Лигети и Дьердь Куртаг.

Место: Итальянская улица, 17 Арка между Пассажем и Гранд Паласом Второй двор, первый этаж, левая сторона

Стоимость: 30000 руб

Регистрация: https://masters-events.timepad.ru/event/572524/